Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 ноября 2010 г. по делу N А46-21191/2009
(извлечение)
Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области) о признании недействительной государственной регистрации права Российской Федерации на земельные участки площадью 68 671 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3011 и площадью 1 721 765 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3012; признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 137 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035, с местоположением относительно нежилого одноэтажного здания с почтовым адресом: город Омск, улица 18-й Военный городок, дом 222/1.
Определением от 08.02.2010 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Министерство обороны Российской Федерации в качестве соответчика.
Определением арбитражного суда от 24.03.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Омская КЭЧ района") и федеральное бюджетное учреждение - Управление Сибирского военного округа (далее - ФБУ Управление СибВО).
Решением от 18.05.2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования в части признания права муниципальной собственности на земельный участок площадью 137 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035, с местоположением относительно нежилого одноэтажного здания с почтовым адресом: город Омск, 18-й Военный городок, дом 222, корпус 1; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Постановлением от 17.08.2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение арбитражного суда без изменения.
В кассационной жалобе, ТУ Росимущества в Омской области просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы полагает нарушенными нормы процессуального права, так как считает, что отсутствует реальное нарушение прав истца при использовании и оформлении права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Департамент не представил доказательства соблюдения процедуры внесудебного порядка разрешения спора, связанного с передачей спорного объекта недвижимого имущества из федеральной в муниципальную собственность, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
По мнению ТУ Росимущества в Омской области, суды нарушили нормы материального права, а именно, пункт 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу положений которого при перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:12 03 08:3011 и 55:36612 03 08:3012, находящихся в собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации возникло и на вновь образованные три земельных участка, в том числе с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации защита прав на землю осуществляется путём признания права на земельный участок в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, предусмотренном Законом о регистрации прав.
Как предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов Земельного кодекса и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло в том числе и при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как установил суд первой инстанции, на основании решения Омского городского Совета от 25.12.2003 N 127, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1096-р по акту приёма-передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность города Омска от 27.11.2006 Российская Федерация в лице ТУ Росимущества по Омской области и балансодержатель - Омская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа ("Передающая сторона") передали, а Департамент недвижимости администрации города Омска ("Принимающая сторона") принял в муниципальную собственность города Омска объекты, расположенные на территории 18-го Военного городка, указанные в приложении 1, 2 к настоящему акту приёма-передачи, в том числе нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: 18-й Военный городок, дом 222, корпус 1.
Право собственности на нежилое одноэтажное здание, общей площадью 64,90 кв.м, литера А, расположенное по адресу: город Омск, 18-й Военный городок, дом 222, корпус 1, зарегистрировано за муниципальным образованием город Омск (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2007 серии 55 АВ N 562400).
Право собственности на земельный участок площадью 137 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035, на котором расположен указанный объект муниципальной собственности, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 31.08.2009 N 06/30001 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 137 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035, по причине имеющихся противоречий между заявленными и зарегистрированными правами послужил основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что муниципальное образование приобрело право собственности на земельный участок под указанным зданием с момента приобретения права собственности на данное здание в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 137 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 03 08:3035, с месторасположением относительно одноэтажного нежилого здания с почтовым адресом: город Омск, 18-й Военный городок, дом 222, корпус 1 - соответствует имеющимся в деле доказательствам и приведённым нормам права.
Апелляционный суд правильно согласился с выводами арбитражного суда и правомерно оставил его решение без изменения.
Нарушений норм процессуального права, приведших либо могущих привести к принятию неправильно решения, постановления, арбитражные суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы о нарушении административного порядка приобретения права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на федеральную и муниципальную, ошибочны.
Так, в силу абзаца 29 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Между тем, право собственности на земельный участок, на котором находится здание, переданное из федеральной собственности в муниципальную в соответствии нормами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение указанного Закона.
В связи с этим, доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушений прав истца не соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, административный порядок разграничения государственной собственности применяется к земельным участкам, которые являются самостоятельными объектами без обременения объектами недвижимости.
Доводы жалобы о нарушении пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, ошибочны в связи с неверным толкованием закона.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.05.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-21191/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А46-21191/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании