Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 ноября 2010 г. по делу N А81-2498/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Ныдинское" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 12.03.2009 года N 129 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 20.08.2009 года Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья М.А.А.) требования Общества удовлетворены частично.
Постановлением от 23.11.2009 года Восьмого арбитражного апелляционного суда резолютивная часть решения изложена в новой редакции.
Постановлением от 12.03.2010 года Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа постановление апелляционного суда от 23.11.2009 года отменено в части удовлетворения требований Общества о признании недействительным решения налоговой инспекции. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд.
Постановлением от 23.06.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда резолютивная часть решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2009 года изложена в новой редакции. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 12.03.2009 года N 129 в части доначисления налога на прибыль за 9 месяцев 2008 года в размере 6 206 641 руб., авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 года в размере 6 206 641 руб. и за 1 квартал 2009 года в размере 6 206 641 руб., предложения уплатить указанные суммы в бюджет.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа просит отменить постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Налоговая инспекция считает, что земельные участки изымались у Общества не для государственных и муниципальных нужд, а для производственных нужд газодобывающих предприятий; денежные средства на возмещение убытков и упущенной выгоды выплачивали эти предприятия, а не соответствующий бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации ЗАО "Ныдинское" по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года налоговой инспекцией составлен акт от 26.01.2009 года N 50/11 и вынесено решение от 12.03.2009 года N 129. Согласно указанному решению Обществу доначислены налог на прибыль за 9 месяцев 2008 года в размере 7 871 847 руб., авансовые платежи по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 года в размере 7 871 847 руб. и за 1 квартал 2009 года в размере 7 871 847 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28.04.2009 N 148 решение налоговой инспекции от 12.03.2009 N 129 оставлено без изменения.
Решение налоговой инспекции в части доначисления налога на прибыль мотивированно неправомерным применением Обществом налоговой льготы в виде ставки 0%, поскольку процентное соотношение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции у общества за спорный период не превысило 70%, в связи с чем подлежит применению ставка 24%.
Во внереализационные доходы Общества включена сумма в размере 37 052 372 руб., полученная Обществом в качестве погашения убытков в связи с изъятием земельного участка. В связи с включением в доходы вышеуказанной суммы убытков Обществу исчислен налог на прибыль за 9 месяцев 2008 года в размере 6 206 641 руб., авансовые платежи по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 года в размере 6 206 641 руб. и за 1 квартал 2009 года в размере 6 206 641 руб.
Арбитражным судом первой инстанции решение налоговой инспекции признано частично недействительным в связи с тем, что ошибочное включение Обществом в доходы при исчислении налога на прибыль компенсации в размере 37 052 372 руб., полученной в счет погашения убытков в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, повлекло неправомерное завышение налоговой базы и доначисление налога.
Суд апелляционной инстанции поддержал данные выводы суда первой инстанции, при этом, исходя из статей 247, 249, 250, 271, 317 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что возникновение убытков у Общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных и муниципальных нужд, а именно: вследствие освоения Харвутинского газоконденсатного месторождения. В связи с чем спорная сумма не подлежит включению в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль и не является доходом в целях налогообложения прибыли.
Материалами дела подтверждается, что возникновение убытков у общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельными участками по специальным основаниям (распоряжения Губернатора и Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа) и не зависело от волеизъявления общества. Убытки, причиненные землепользователю изъятием земельных участков, включаются в выкупную цену, порядок определения которой непосредственно урегулирован гражданским законодательством.
Доводы налоговой инспекции о том, что земельные участки изымались у Общества не для государственных и муниципальных нужд, а для производственных нужд ООО "Уренгойгазпром", правомерно отклоняются судами по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что изъятые у ЗАО "Ныдинское" земельные участки были предоставлены впоследствии ООО "Уренгойгазпром", ООО "Ямбурггаздобыча" для строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса. Процесс строительства и функционирования объектов топливно-энергетического комплекса направлен не только на достижение производственных интересов отдельных предприятий, но и предусматривает обеспечение населения природными ресурсами, создание производственной и социальной инфраструктуры, создание новых и сохранение существующих рабочих мест, уплату налогов от производственной деятельности в федеральный и местные бюджеты.
В силу пункта 4 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 года N 262, возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель. Таким образом, вопрос о лице, обязанном возместить соответствующие убытки, фактически поставлен в зависимость от конкретных целей изъятия и субъектов, получающих право на земельный участок в результате его изъятия. Законодательство не запрещает изымать для государственных (муниципальных) нужд землю и предоставлять ее негосударственным организациям, которые обеспечивают удовлетворение указанных нужд.
Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2003 N 956-р земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 3 265 628 га, в том числе 1 979 515 га оленьих пастбищ, расположенные на территории Надымского района, были представлены ЗАО "Ныдинское" в аренду сроком на 15 лет для ведения традиционной хозяйственной деятельности.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.11.2003 N 1069-р из земель, находящихся в пользовании ЗАО "Ныдинское", изъяты земельные участки общей площадью 1 177,72 га и предоставлены ООО "Уренгойгазпром" в аренду под строительство объектов обустройства сеноманскои залежи Песцового месторождения.
Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.08.2004 года N 777-р из земель, находящихся в пользовании ЗАО "Ныдинское", изъяты земельные участки общей площадью 36,0002 га и предоставлены в аренду ООО "Ямбурггаздобыча" под размещение геологоразведочных скважин с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
На основании распоряжения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 года N 1451-р из земель, находящихся в пользовании ЗАО "Ныдинское", изъяты земельные участки общей площадью 41,79 га и предоставлены в аренду ООО "Уренгойгазпром" под строительство поисковой разведочной скважины с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
Распоряжением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2005 года N 37-РА из земель, находящихся в пользовании ЗАО "Ныдинское", изъяты земельные участки общей площадью 8,96 га и предоставлены в аренду ООО "Ямбурггаздобыча" под размещение разведочных скважин с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
В соответствии с распоряжением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2005 года N 277-РА, из пользования ЗАО "Ныдинское" изъяты земельные участки общей площадью 135,57 га и предоставлены ООО "Ямбурггаздобыча" в аренду под разработку и рекультивацию гидронамывного карьера и размещение вагон - городка строителей с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
С целью определения порядка и размеров возмещения убытков (включая упущенную выгоду), возникших в результате изъятия земель сельскохозяйственного назначения, Обществом были заключены соглашения с ООО "Уренгойгазпром", ООО "Ямбурггаздобьна" и ассоциацией "Ямал потомкам". Данными соглашениями были согласованы составленные Обществом расчеты ущерба и упущенной выгоды от ликвидации поголовья оленеводческих бригад в результате изъятия земельных участков, отведенных под оленьи пастбища.
Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 года N 262, в соответствии с которым плата за изымаемый участок включает в себя убытки, размер платы определяется согласно положениям гражданского законодательства, включая определение убытков и упущенной выгоды.
Материалами дела подтверждается, что возникновение убытков у Общества произошло в результате прекращения права владения и пользования земельными участками по специальным основаниям (распоряжения Губернатора и Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа) и не зависело от волеизъявления налогоплательщика. Убытки, причиненные землепользователю изъятием земельных участков, включаются в выкупную пену, порядок определения которой непосредственно урегулирован гражданским законодательством.
Организации, признаваемые плательщиками налога на прибыль, определяют объект налогообложения - прибыль, полученную налогоплательщиками, в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Понятие "доход" в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается в статье 41 и представляет собой экономическую выгоду в денежной или натуральной форме.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из статей 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа; при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При этом Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 года N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд.
Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
Несостоятелен и подлежит отклонению довод налоговой инспекции об отсутствии у суда правовых оснований для исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль суммы спорной компенсации, поскольку данная сумма самостоятельно была указана обществом в представленной в налоговую инспекцию декларации в качестве внереализационного дохода.
Установлено судом и следует из акта проверки, налоговой инспекций были истребованы, а Общества представлены необходимые для осуществления контрольных мероприятий документы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения статей 52, 82, 88, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, отметил, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года и определении налоговых обязательств ЗАО "Ныдинское" налоговой инспекцией следовало руководствоваться не только данными налоговой декларации, представленной Обществом в налоговую инспекцию, но и исследовать весь объем доказательственной базы, в том числе представленные на проверку документы, а также документы, имевшиеся у налоговой инспекции, в частности проверить обоснованность включения в состав внереализационных доходов за рассматриваемый период суммы спорной компенсации.
Доводы кассационной жалобы явились предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана правильная оценка.
Арбитражным апелляционным судом исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права, в соответствии с практикой рассмотрения данной категории спора, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 года N 2019/09.
Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
постановление от 23.06.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2498/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А81-2498/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании