Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 ноября 2010 г. по делу N А45-10073/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Трансбизнес" (далее - ООО "Трансбизнес", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по СФО) о признании незаконным постановления от 29.04.2010 N 04-02/10-38П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, поскольку являясь оператором проведения стимулирующей лотереи, от своего имени не осуществляет организацию проведения данной лотереи и не является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие контролю со стороны Межрегионального управления Росфинмониторинга в СФО.
Кроме того, заявитель ссылается на процессуальные нарушения при производстве по административному делу.
Решением от 01.06.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление Межрегионального управления Росфинмониторинг в СФО признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Межрегиональное управление Росфинмониторинг в СФО, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Трансбизнес" в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к началу судебного заседания не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, имеется свидетельство о постановке данного юридического лица на налоговый учет по месту его нахождения, с присвоением ИНН/КПП 5406519188/540601001, расчетный счет - 40702810417000000261, с расположением по адресу: город Новосибирск, улица Гоголя, 43/1, с наличием обособленного подразделения, расположенного в помещении по адресу: Новосибирская область, город Бердск, улица Ленина. 90, которое на основании договора от 01.07.2009 находится в аренде.
По условиям договора от 01.03.2010 N Н-03-2010, заключенного Обществом (сторона N 2) с организатором стимулирующей лотереи "Мега-Лот" обществом с ограниченной ответственностью "Джек Лот" (далее - ООО "Джек Лот", сторона N 1), заявителю предоставляется право провести стимулирующую лотерею "Мега - Лот" по указанным торговым точкам.
Проведение данной лотереи предусматривает заключение Обществом договора с участником лотереи, формирование лотерейной комиссии, проведение призового фонда розыгрыша на лотерейном оборудовании, выплата, передача или предоставление выигрыша участникам лотереи в соответствии с условиями лотереи (раздел 1 договора).
При этом по условиям лотереи призовой фонд формируется организатором лотереи и передается стороне N 2 по акту приемки-передачи, которая производит выплату выигрышей в соответствии с условиями стимулирующей лотереи "Мега-Лот" (раздел 5 договора).
В рамках условий вышеуказанного договора сторона N 2 до 5 числа каждого месяца должна представлять стороне N 1 копии актов (протоколов) тиражной комиссии (раздел 6 договора), отчет о выданных выигрышах.
По доверенности от 01.03.2010 ООО "Джек Лот" уполномочило Общество на проведение стимулирующей лотереи "Мега-Лот" (л.д. 100, том 1).
Прокуратурой Центрального района г. Новосибирска 10.03.2010 проведена проверка деятельности ООО "Трансбизнес" на предмет исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам данной проверки прокурором 12.03.2010 принято постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При этом в постановлении указано, что Общество относится к организациям, проводящим лотерею, отсутствие в организации правил внутреннего контроля (разработка правил внутреннего контроля и представление в установленный срок в уполномоченный орган данных правил) указывают на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Постановление прокурора с материалами проверки направлены для рассмотрения в Межрегиональное управление Росфинмониторинга в СФО в порядке статьи 23.62 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения представленных материалов об административном правонарушении заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО принято постановление от 29.04.2010 N 04-02/10-38П, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании постановления административного органа незаконным и отмене.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходили из того, что ООО "Трансбизнес" как оператор лотереи, не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, следовательно, нет оснований для привлечения ООО "Трансбизнес" к административной ответственности в связи с отсутствием в действиях Общества состава вышеуказанного административного правонарушения.
Кроме того, арбитражные суды пришли к выводу о процессуальных правонарушениях, допущенных Управлением при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, считает выводы арбитражных судов соответствующими нормами права и обстоятельствам дела.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Объективной стороной правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Положениями данного Федеральным законом установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе отнесены организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
С учетом вышеизложенного, субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, как обоснованно указано арбитражными судами, является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
Вместе с тем, согласно положеням статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Из пункта 7 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона следует, что организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ определено, что организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Из материалов дела следует, что разрешение на проведение региональной лотереи N Н354С/3 от 25.02.2010 выдано Управлением физической культуры и спорта Новосибирской области ООО "Джек Лот" на проведение тиражной стимулирующей лотереи "Мега Лот" сроком с 26.02.2010 по 25.02.2011.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что между ООО "Джек Лот", являющимся организатором стимулирующей лотереи "Мега Лот", и ООО "Трансбизнес" с целью проведения тиражной стимулирующей лотереи "Мега Лот" заключен договор от 01.03.2010 N Н-03-2010 (далее - договор N Н-03-2010).
В соответствии с пунктом 2.3 договора N Н-03-2010 призовой фонд формируется организатором лотереи.
Согласно доверенности от 01.03.2010 ООО "Джек Лот" передает Обществу полномочия на заключение договора с участником лотереи, формирование призового фонда на определенный тираж, проведение розыгрыша лотереи, формирование тиражной комиссии, выплату, передачу или предоставление выигрыша участникам лотереи в соответствии с условиями лотереи, распространение товара.
Кроме того, по условиям пункта 6.1. договора N Н-03-2010 ООО "Трансбизнес" ежемесячно направляет ООО "Джек Лот" отчет о выданных выигрышах, 1 раз в десять дней направляет акты (протоколы) тиражной комиссии, которые ведутся ежедневно.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 138-ФЗ оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Поскольку оператор лотереи выступает от имени и по поручению организатора лотереи, что следует из самого определения понятия "оператор лотереи", все права и обязанности, приобретаемые оператором лотереи, возникают у самого организатора лотереи. Отношения между оператором и организатором лотереи, исходя из их законодательного определения, содержат элементы договора поручения (статья 971 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, правомерным является вывод арбитражных судов об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за проведение стимулирующей лотереи, которая не может быть возложена на оператора лотереи.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку ООО "Трансбизнес", как оператор лотереи, не является субъектом ответственности, постановление Управления от 29.04.2010 N 04-02/10-38П следует признать незаконным и отменить.
Арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в принятых по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.06.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10073/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А45-10073/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании