г. Томск |
Дело N 07АП-6352/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу
на Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 июня 2010 года
по делу N А45-10073/2010
по заявлению ООО "Трансбизнес"
к Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансбизнес" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 04-02/10-38 П от 29.04.2010г.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2010 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя по основаниям не соответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 29 апреля 2010 года.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Новосибирска проведена проверка деятельности ООО "Трансбизнес" на предмет исполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляло деятельность, связанную с проведением лотереи "Мега Лот", в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ не разработав и не согласовав с уполномоченным органом правила внутреннего контроля.
По результатам проверки прокурором Центрального района г. Новосибирска 12.03.2010г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 15.27 КоАП РФ.
Постановление направлено для принятия решения в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу принято постановление от 29.04.2010г. N 04-02/10-38П о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статье 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, считая, что постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, а также из того, что Общество "Трансбизнес" не является субъектом ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, соглашается с ними по следующим основаниям.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Объективной стороной правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ является неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязанности по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона возложена на организации осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ субъектом административной ответственности является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.
Статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
По правилам статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательным является установление лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, следует определить, является ли ООО "Трансбизнес" организацией, проводящей лотерею.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, 01.03.2010г. между ООО "Джек Лот", являющимся организатором стимулирующей лотереи "Мега Лот" и ООО "Трансбизнес" заключен договор N Н-03-2010, по условиям которого обществу предоставлено право провести стимулирующую лотерею "Мега Лот" по адресам: г. Новосибирск, ул. Гоголя, 43/1, пр. Карла Маркса, 39, для чего заявителю ООО "Джек Лот" выдана соответствующая доверенность от 01.03.2010г.
Согласно доверенности, ООО "Джек Лот" передает Обществу полномочия на заключение договора с участником лотереи, формирование призового фонда на определенный тираж, проведение розыгрыша лотереи, формирование тиражной комиссии, выплату, передачу или предоставление выигрыша участникам лотереи в соответствии с условиями лотереи, распространение товара.
В соответствии с п. 2.3 договора N Н-03-2010 призовой фонд формируется организатором лотереи.
Разрешение на проведение региональной лотереи регистрационный N Н354С/3 от 25.02.2010г. выдано Управлением физической культуры и спорта Новосибирской области ООО "Джек Лот" на проведение тиражной стимулирующей лотереи "Мега Лот" сроком с 26.02.2010г. по 25.02.2011г.
Пунктом 6 статьи 2 ФЗ "О лотереях" определено, что организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона N 138-ФЗ оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
По условиям пункта 6.1. договора N Н-03-2010 ООО "Трансбизнес" ежемесячно направляет ООО "Джек Лот" отчет о выданных выигрышах, 1 раз в десять дней направляет акты (протоколы) тиражной комиссии, которые ведутся ежедневно.
Соответственно, организатором лотереи, получившим в установленном порядке право на проведение лотереи, является ООО "Джек Лот", которое, в свою очередь, заключило с ООО "Трансбизнес", являющимся оператором лотереи, договор на проведение тиражной стимулирующей лотереи "Мега Лот".
Учитывая правила статьи 5 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Трансбизнес", как оператор лотереи, не является субъектом ответственности, не может быть привлечен к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, в связи с чем, довод Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, исходя из установления судом первой инстанции обстоятельств того, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 12.03.2010г. в присутствии Новиковой Н.М., действующей от имени общества по доверенности от 09.03.2010г., которая не содержит полномочий по участию ее от имени ООО "Трансбизнес" в конкретном административном деле, отсутствия доказательств надлежащего извещения законного представителя о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении, находит правомерными выводы суда о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2010 года по делу N А45-10073/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10073/2010
Истец: ООО "Трансбизнес"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по СФО