Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 декабря 2010 г. по делу N А45-6901/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 г.
Департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - ГУ МЧС России по Новосибирской области) о признании недействительным предписания от 04.02.2010 N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением от 24.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования Департамента удовлетворены, предписание от 04.02.2010 N 03/10 признано недействительным.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, полагая, что обязанность по исполнению оспариваемого предписания возложена на Департамент, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что по результатам плановой проверки содержания, использования и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны инв. N 1596-55, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Крылова, 7, ГУ МЧС России по Новосибирской области выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом от 15.12.2002 N 583 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данные обстоятельства, изложенные в акте проверки от 04.02.2010 N 05/10, послужили основанием для выдачи Департаменту предписания от 04.02.2010 N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Названным предписанием указано на необходимость в срок до 04.11.2010 восстановить работоспособность системы вентиляции, водоснабжения, канализации, восстановить защитно-герметические двери и защитно-герметическую ставню, восстановить целостность ограждающих конструкций в соответствии с поэтажным планом и экспликацией помещения, оборудовать и восстановить основной вход в защитное сооружение в соответствии с поэтажным планом и экспликацией помещения.
Считая указанное предписание ГУ МЧС России по Новосибирской области незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Признавая данное предписание недействительным, суды исходили из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов МЧС России в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (пункты 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", далее - Положение).
Права должностных лиц МЧС России и его территориальных органов изложены в пункте 6 Положения.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В силу пункта 1.2 данных Правил статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенными органами технической инвентаризации.
Пунктом 2.1 Правил определено, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.
Исходя из содержания пунктов 1.3 - 1.8 Правил, суды указали, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитных объектов гражданской обороны по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся данные объекты.
При рассмотрении спора судами обеих инстанций установлено, что защитное сооружение гражданской обороны инв. N 1596-55 - помещение бомбоубежища в подвале 5-этажного жилого дома, расположенное по адресу: город Новосибирск, улица Крылова, 7, находится в собственности города Новосибирска.
Мэрией города Новосибирска в целях рационального использования бюджетных средств и осуществления контроля за содержанием, сохранностью и ремонтом защитных сооружений гражданской обороны распоряжением от 31.10.2007 N 11172-р создано муниципальное учреждение города Новосибирска "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности" (далее - Учреждение).
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пунктом 2.1 Устава Учреждения предусмотрено, что целью его создания является содержание, сохранность и ремонт защитных сооружений гражданской обороны.
Пунктами 2.2, 3.2 Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 708, предусмотрено, что основной задачей Департамента является формирование, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска, одной из основных функций - управление и распоряжение имуществом муниципальной казны, в том числе осуществление контроля за обеспечением сохранности имущества муниципальной казны, передача муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, по концессионному соглашению, в залог, а также мена и внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Согласно условиям договора от 30.01.2009 N 02-03 об организации обслуживания имущества муниципальной казны, заключенного между Департаментом и Учреждением, Учреждение обязуется организовать обслуживание имущества муниципальной казны в приложениях 1-9 к договору и осуществлять контроль за его сохранностью, а также обязуется принять все необходимые меры для сохранения имущества, осуществлять работу по обслуживанию, технической эксплуатации, текущему содержанию и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния имущества.
В приложении N 9 к договору указано нежилое помещение площадью 163,1 кв.м. по адресу: город Новосибирск, улица Крылова, 7, являющееся защитным сооружением.
Статус указанного помещения как объекта гражданской обороны подтверждается наличием соответствующего паспорта убежища - противорадиационного укрытия N 1596, согласно которому оно приписано к Учреждению.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, суды указали, что Департамент, являясь органом, уполномоченным собственником спорного защитного сооружения, на управление и распоряжение указанным имуществом, передал его на обслуживание Учреждению, специально созданному для целей содержания, сохранности и ремонта защитных сооружений гражданской обороны.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитного сооружения гражданской обороны по предназначению возложена на Учреждение, на учете которого и находится вышеназванное защитное сооружение.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают установленные судами фактические обстоятельства дела и правильность выводов судов.
Таким образом, арбитражными судами обеих инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущены нарушения процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6901/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2010 г. по делу N А45-6901/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании