г. Томск |
Дело N 07АП-6365/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Журавлёвой В.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Кривошеиной С.В.
при участии:
от заявителя: Савоськин А.А. доверенности от 30.07.2010, Глушкова И.В. по доверенности 24.02.2010;
от заинтересованного лица: без участия (извещён),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Главного управления МЧС России по Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010 г.
по делу N А45-6901/2010 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска
к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер-Альянс"
о признании недействительным предписания N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 04.02.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 04.02.2010, вынесенного Главным управлением МЧС России по Новосибирской области (далее - ГУ МЧС).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010 года требование Департамента удовлетворено, признано недействительным предписание от 04.02.2010 г. N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ГУ МЧС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела и неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы ГУ МЧС указало на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение судом нормы материального права.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департаментом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу (поступил 06.08.2010), в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен апелляционной коллегией к материалам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции, представители ГУ МЧС не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Представители Департамента в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали позицию, изложенную в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей, участвующих в судебном заседании, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Главным управлением МЧС России по Новосибирской области 04 февраля 2010 года проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. N 1596-55, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Крылова, 7, по результатам которой выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583, и Департаменту выдано предписание N 03/10 об устранении нарушений требований законодательства и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 04.02.2010 (далее - предписание).
Данным предписанием указано на необходимость в срок до 04.11.2010 восстановить работоспособность системы вентиляции, водоснабжения, канализации, восстановить защитно-герметические двери и защитно-герметическую ставню, восстановить целостность ограждающих конструкций в соответствии с поэтажным планом и экспликацией помещения, оборудовать и восстановить основной вход в защитное сооружение в соответствии с поэтажным планом и экспликацией помещения.
Департамент, полагая, что предписание не соответствует законодательству и нарушает его права, обратился в арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Арбитражный апелляционный суд, оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение), МЧС России и его территориальные органы осуществляют государственный надзор в области гражданской обороны в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны.
В связи с этим должностные лица МЧС России и его территориальных органов имеют право осуществлять проверку выполнения требований законодательства в области гражданской обороны, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, запрашивать необходимые документы, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пункт 6 Положения).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К объектам гражданской обороны согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), _ заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В силу пункта 1.2 Правил N 583 требования указанных правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия).
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил N 583).
Пунктами 2.2, 3.2 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска", принятого Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 N 708 предусмотрено, что основной задачей Департамента является формирование, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска, одной из основных функций управление и распоряжение имуществом муниципальной казны, в том числе осуществление контроля за обеспечением сохранности имущества муниципальной казны, передача муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, по концессионному соглашению, в залог, а также мена и внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Мэрией города Новосибирска в целях рационального использования бюджетных средств и осуществления контроля за содержанием, сохранностью и ремонтом защитных сооружений гражданской обороны распоряжением от 31.10.2007 N 11172-р создано Муниципальное учреждение г. Новосибирска "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности", утвержден его устав.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно п. 2.1. Устава целью создания Муниципального учреждения г. Новосибирска "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности" является содержание, сохранность и ремонт защитных сооружений гражданской обороны.
Из пунктов 2.2.1 и 2.2.2 договора N 02-03 об организации обслуживания имущества муниципальной казны от 30.01.2009 следует, что Муниципальное учреждение г.Новосибирска "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности" обязуется принять все необходимые меры для сохранения имущества, осуществлять работу по обслуживанию, технической эксплуатации, текущему содержанию и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния имущества.
Таким образом, Департамент земельных и имущественных отношений г.Новосибирска, являясь органом, уполномоченным собственником защитного сооружения гражданской обороны инв. N 1596-55, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Крылова, 7, на управление и распоряжение указанным имуществом, передал его на обслуживание Учреждению, специально созданному для целей содержания, сохранности и ремонта защитных сооружений гражданской обороны.
На основании п. 1.3 - 1.8 Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО.
Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна Группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
Исходя из изложенного следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны инв. N 1596-55 помещение бомбоубежища в подвале 5-этажного жилого дома, расположенное по адресу: г.Новосибирск, ул. Крылова, 7 находится в собственности г. Новосибирска .
Статус указанного ЗС ГО, как объекта гражданской обороны, подтверждается наличием соответствующего паспорта убежища - противорадиационного укрытия - N 1596, согласно которому оно приписано к Муниципальному учреждению г. Новосибирска "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности".
Из материалов дела, в том числе и из договора N 02-03 от 30.01.2009 об организации обслуживания имущества муниципальной казны следует, что Учреждение является организацией, на учете которой находится вышеназванное защитное сооружение и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствует законодательству и незаконно возлагает на Департамент обязанность по восстановлению защитного сооружения и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводов опровергающих указанный вывод сда ГУ МЧС в нарушение требований статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК в материалы дела не представлено.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция пришла к выводу о правильной правовой оценке материалов и обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 24.05.2010 года по делу N А45-6901/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Журавлёва В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6901/2010
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска
Ответчик: Главное управление МЧС России по Новосибирской области