Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 декабря 2010 г. по делу N А67-10445/2009
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2010 г. по делу N А67-10445/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель К.М.Н. обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м., кадастровый номер 70:14:0100035:0300, разрешенное использование: для размещения дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная", выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур:
- формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в Томском районе Томской области;
- контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томском районе Томской области;
- проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томском районе Томской области;
- по составлению перечня садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области в целях проведения государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области по состоянию на 01.01.2008 года, и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения в перечень подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300, а также путем обеспечения устранения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области нарушений пунктов 1.3, 2.2, 3.2, 3.3.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, а также пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация Томской области, общество с ограниченной ответственности (далее - ООО) "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" "Институт оценки собственности и финансовой деятельности"), Инспекция Федеральной налоговой службы по Томскому району Томской области (далее - ИФНС России по Томскому району Томской области), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области).
Решением Арбитражного суда Томской области от 25.03.2010 года в удовлетворении заявленных ИП К.М.Н. требований отказано.
Арбитражный суд Томской области исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельных участков произведена в соответствии с действующим порядком, с учетом данных о рыночной стоимости, при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Постановлением от 17.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Томской области отменено. Принят по делу новый судебный акт. Требования индивидуального предпринимателя К.М.Н. удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемые действия Управления Росреестра по Томской области не соответствуют статьям 6 и 66 ЗК РФ. Заинтересованным лицом не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления апелляционной инстанции, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы полагает, что представленный отчет о рыночной стоимости земельного участка, выполненный независимым оценщиком, не свидетельствует об ошибочности установленных в результате проведения государственной кадастровой оценки садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области величин удельных показателей кадастровой стоимости этого земельного участка. В материалы дела представлены все необходимые документы, свидетельствующие о формировании в соответствии с пунктом 6 Административного регламента перечня, подлежащих ГКОЗ СОД земельных участках и надлежащей проверке отчета исполнителя.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИП К.М.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службой по городу Томску 19.02.2006, ОГРН 306701713900455 и является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300, площадью 3200 кв.м., расположенного по адресу: Томская область, Томский район, в южной части кадастрового квартала (Д 9), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства "Слобода Вольная", кадастровая стоимость 1383,36 рублей (кадастровый план земельного участка от 27.08.2007), существующих ограничений (обременения) права на данный земельный участок не зарегистрировано, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2009 серии 70 АБ 362171.
Получив 16.10.2009 года выписку из государственного кадастра недвижимости от 16.10.2009 N 7014/205/09-25111, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 составляет 900448 рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости - 281,39 рублей за один квадратный метр, и, полагая при этом, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ООО "Институт оценки собственности и финансовой деятельности" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области в нарушение статей 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации без достаточных данных о том, что удельный показатель является средним, а относится к конкретному дачному объединению; без анализа рыночной стоимости земель, на которых размещается ДНП "Слобода Вольная", и является недостоверной, предприниматель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключаются в утверждении среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено проведение оценки на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Во исполнение пункта 11 данных Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель осуществляется на основе построения статистических моделей и строится с учетом факторов стоимости земельных участков, сведений об их значении, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости путем сбора достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Апелляционный суд обоснованно исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения порядка построения статистической модели, в том числе определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов.
Кроме того, Управление Роснедвижимости в нарушение пунктов Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, не осуществляло надлежащий контроль за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда, что формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков. Суду не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и правомерно согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал незаконными действия Управления Роснедвижимости по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 17.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А67-10445/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2010 г. по делу N А67-10445/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании