Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 декабря 2010 г. по делу N А45-6688/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2010 г.
Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - ЗАО "РЭС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, антимонопольный орган) о признании недействительным решения комиссии от 16.02.2010 года по делу N 02-01-02-18-10.
Решением от 21.06.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не применен закон, подлежащий применению, УФАС по Новосибирской области вышло за пределы своих полномочий, принимая оспариваемое решение; не применен закон, подлежащий применению.
ЗАО "РЭС" указывает, что обязанность субъекта естественных монополий проводить конкурсы на отбор финансовых организаций возникает лишь в том случае, когда субъект естественной монополии действует в рамках монопольного вида деятельности. Договор добровольного медицинского страхования (далее - ДМС) заключается не в связи с осуществлением естественно - монопольного вида деятельности, поэтому у Общества отсутствует обязанность проведения конкурса на право заключения договора ДМС в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Новосибирской области указывает на законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель ЗАО "РЭС" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 02.12.2009 на интернет-сайте Общества было размещено извещение о проведении открытого конкурса на выбор страховой организации на право заключения договора ДМС работников Общества.
К указанному извещению была приложена конкурсная документация, а также проект договора ДМС.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров ДМС работников ЗАО "РЭС" был составлен 12.01.2010.
Согласно пункту 5 указанного Протокола в назначенный для подачи заявки срок поступил один запечатанный конверт с заявкой от общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Региональная страховая компания "Губернская".
В связи с подачей одной заявки было принято решение о признании конкурса несостоявшимся.
Договор медицинского страхования работников от 01.02.2010 N ДМСЧ-1002 заключен ЗАО "РЭС" с ООО "Региональная страховая компания "Губернская".
В УФАС Новосибирской области 29.12.2009 поступила жалоба ООО "Росгосстрах-Сибирь" на несоответствие конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения договора ДМС, утвержденного генеральным директором ЗАО "РЭС", действующему законодательству, указано на нарушение порядка оценки и сопоставления заявок участников конкурса, который противоречит Правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722.
Согласно Приказу от 21.01.2010 года N 27 УФАС по Новосибирской области в отношении ЗАО "РЭС" было возбуждено дело N 02-01-02-18-10 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
При рассмотрении жалобы ООО "Росгосстрах-Сибирь" антимонопольным органом установлено, что действия ЗАО "РЭС", выразившиеся в определении победителя конкурса без учета положений Федерального закона N 94-ФЗ, нарушили требования пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС по Новосибирской области вынесено решение от 16.02.2010 года, которым ЗАО "РЭС" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ путем установления в пункте 3.11 конкурсной документации конкурса на право заключения договора добровольного медицинского страхования, порядка оценки по критерию "цена контракта", не соответствующего положениям Федерального закона N 94-ФЗ, а также Правилам оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722 (далее - Правила оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722).
Указанным решением комиссии УФАС по Новосибирской области антимонопольному органу предписано обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании Договора медицинского страхования от 01.02.2010 года N ДМС-1002, заключенного ЗАО "РЭС" с ООО "Региональная страхования компания "Губернская" по результатам открытого конкурса на право заключения договора ДМС, недействительным.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ЗАО "РЭС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения комиссии УФАС по Новосибирской области недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "РЭС" требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что порядок оценки критерия "цена контракта", предусмотренный конкурсной документацией и примененный ЗАО "РЭС", противоречит положениям Федерального закона N 135-ФЗ и не соответствует Правилам оценки заявок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722, в связи с чем нарушает права и законные интересы участников конкурса, так как не позволяет определить победителя и приводит к неправомерному результату, что является следствием ограничения конкуренции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый по делу судебный акт, считает выводы судов правомерными, исходя из фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ.
Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов по проведению публичных процедур с целью осуществления отбора финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости таких услуг и статуса самих страхователей.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что ЗАО "РЭС" включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, поэтому судами правомерно указано на то, что при отборе финансовых организаций для оказания услуг по медицинскому страхованию ЗАО "РЭС" должно руководствоваться положениями Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722 в Правилах оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, ЗАО "РЭС", проводя открытый конкурс по выбору организации, предоставляющей услуги по ДМС, в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ, должно также учитывать положения Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722.
Пунктом 16 вышеуказанных Правил оценки заявок установлено, что рейтинг присуждаемый заявке по критерию "цена контракта" определяется по формуле.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что при этом порядок оценки критерия "цена контракта", установленный в пункте 3.11 конкурсной документации ЗАО "РЭС", не соответствует формуле, приведенной в пункте 16 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722.
С учетом обстоятельств дела, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что оценки критерия "цена контракта", предусмотренные конкурсной документацией и примененный ЗАО "РЭС" противоречат положениям Федерального закона N 135-ФЗ и не соответствует Правилам оценки заявок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722, чем нарушает права и законные интересы участников конкурса, так как не позволяет определить победителя и приводит к неправомерному результату, что является следствием ограничения конкуренции. Решение комиссии УФАС по Новосибирской области от 16.02.2010 года, которым ЗАО "РЭС" признано нарушившим пункт 9 часть 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ, вынесено в рамках предоставленных антимонопольному органу законом полномочий.
Исходя из вышеизложенного у суда кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется, поскольку при принятии обжалуемых судебных актов арбитражными судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов арбитражных судов относительно обстоятельств по данному делу, полномочий на переоценку которых у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.06.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.09.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6688/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2010 г. по делу N А45-6688/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании