Открытое акционерное общество "Кемеровомашоптторг" (далее - ОАО "Кемеровомашоптторг", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков: с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5 565,52 кв. м в размере 25 251 710,37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 4 537,17 руб./кв. м), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3 171,86 кв. м в размере 16 042 252,88 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5 057,68 руб./кв. м), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32 062 кв. м в размере 162 160 701,73 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5 057,68 руб./кв. м), проведенной федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области); признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков; а также возложении обязанности на Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12, 42:24:0201003:189.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвёл замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области).
Решением от 04.06.2010 Арбитражный суд Кемеровской области удовлетворил заявление.
Постановлением от 08.09.2010 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Кемеровской области просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов, изложенных в решении и постановлении, имеющимся в деле доказательствам.
Податель жалобы полагает, что арбитражные суды ошибочно истолковали нормы статей 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не дали оценку отчёту по результатам кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области. Суды неправомерно приняли в качестве доказательства отчёт от 01.02.2010 о рыночной стоимости указанного земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью "ВЕЛ-Аудит-Консалтинг" (далее - ООО "ВЕЛ-Аудит-Консалтинг"), так как его кадастровая стоимость рассчитывалась в 2007-2008 годах.
По мнению Управление Росреестра по Кемеровской области, расчёт кадастровой стоимости земельного участка обоснован, результаты кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области утверждены с соблюдением процедуры, установленной Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), и нормами Административного регламента.
В отзыве ОАО "Кемеровомашоптторг" возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить судебные акты без изменения.
В отзыве ФГУП ФКЦ "Земля" поддержало доводы кассационной жалобы и просит отменить решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 названного Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено нормами статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель кадастровая оценка земель проводится с учётом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчёт кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешённого использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учётом факторов стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешённого использования земельных участков в составе земель населённых пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2 Методических указаний).
Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населённых пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (пункт 2.2.5 Методических указаний).
Согласно пункту 8.1 Административного регламента, утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Как установил арбитражный суд первой инстанции с 26.12.2002 ОАО "Кемеровомашоптторг" является собственником земельного участка общей площадью 60 592,6 кв. м, местоположение которого: город Кемерово, улица Тухачевского, 60.
В последующем, указанный земельный участок был разделён на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5 565,52 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3 171,86 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32 062 кв. м (данный земельный участок образован путём разделения земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:171 общей площадью 32 218,55 кв. м).
Право собственности Общества на указанные земельные участки зарегистрировано (свидетельства о государственной регистрации права от 30.10.2007 N 42АВ 661824, N 42АВ 661825, от 12.05.2009 N 42АВ 990526).
28.01.2009 ОАО "Кемеровомашоптторг" получило из государственного кадастра недвижимости выписки N 4200/001/09-10820, N 4200/001/09-6806, N 4200/001/09-59760, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 составляет 25 251 710,37 руб., с кадастровым номером 42:24:0201003:12 - 16 042 252,88 руб., с кадастровым номером 42:24:0201003:189 - 162 160 701,73 руб.
Общество обратилось к независимому оценщику - ООО "ВЕЛ-Аудит-Консалтинг" для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
По отчёту оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8 составляет 6 298 313 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 составляет 3 589 488 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 составляет 36 283 493 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости по Кемеровской области без учёта анализа рыночных цен, Общество обратилось в арбитражный суд.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недостоверности сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, составленных без учёта статистического анализа рыночных цен в нарушение приведённых норм права, в результате чего, кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную в несколько раз.
Поскольку на основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, арбитражный суд сделал правильный вывод о нарушении прав и законных интересов ОАО "Кемеровомашоптторг" в сфере предпринимательской деятельности действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков.
Таким образом, арбитражный суд правомерно на основании частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемые действия незаконными и в качестве способа восстановления нарушенного права возложил на Управление Росреестра по Кемеровской области обязанность исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Апелляционный суд правильно согласился с законным и обоснованным решением суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, арбитражные суды не допустили.
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, и находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 08.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1894/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населённых пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (пункт 2.2.5 Методических указаний).
Согласно пункту 8.1 Административного регламента, утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
...
Поскольку на основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, арбитражный суд сделал правильный вывод о нарушении прав и законных интересов ОАО "Кемеровомашоптторг" в сфере предпринимательской деятельности действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости данных земельных участков.
Таким образом, арбитражный суд правомерно на основании частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемые действия незаконными и в качестве способа восстановления нарушенного права возложил на Управление Росреестра по Кемеровской области обязанность исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков.
...
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, арбитражные суды не допустили."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А27-1894/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании