г. Томск |
N 07АП-6559/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кривошеиной С.В.
при участии: Яворских В.А., доверенность от 01.02.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2010г.
по делу N А27-1894/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Кемеровомашоптторг"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области; признании незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, выразившегося в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих ОАО "Кемеровмашоптторг"; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Кемеровомашоптторг" (далее ОАО Кемеровомашоптторг", общество), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м. в размере 25251710,37 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м. в размере 16042252,88 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м. в размере 162160701,73 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м.), проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области; признании незаконным действия Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области, выразившегося в формировании в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих ОАО "Кемеровмашоптторг"; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из Государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12, 42:24:0201003:189.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2010г. заявление ОАО "Кемеровомошоптторг" удовлетворено.
Решением суда первой инстанции признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м в размере 25251710,37 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м в размере 16042252,88 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м в размере 162160701,73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра недвижимости по Кемеровской области.
Признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м. в размере 5251710,37 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м в размере 16042252,88 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м. в размере 162160701,73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60.
Суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской устранить нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Кемеровомашоптторг", г. Кемерово, исключив из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м в размере 25251710,37 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м в размере 16042252,88 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м в размере 162160701,73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2010 по делу N А27-1894/2010 в части признания незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м в размере 25251710,37 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 4537,17 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м в размере 16042252,88 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м в размере 162160701,73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 5057,68 руб./кв.м, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Действия, связанные с расчетом кадастровой стоимости земельных участков, которые осуществлялись непосредственно исполнителем работ - ФГУП "ФКЦ "Земля" были произведены в соответствии с Методическими указаниями N 39.
Процедура внесения Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8, 42:24:0201003:12 нарушена не была, а соответственно сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, являются достоверными.
Отчет N N1/ГКР/140-025д соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и использован ФГУП "ФКЦ "Земля" при составлении Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков. Представлены сведения об источниках рыночной информации, рыночная информация, использованная при построении статистической модели, так же статистический анализ рыночной информации, используемый ФГУП "ФКЦ "Земля" при расчете кадастровой стоимости земельных участков.
Нормативно правовые акты - Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 г. о результатах кадастровой оценки земель населенных пунктов, а также Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области" в установленном законом порядке не признаны не действительными, соответственно Управление, не имея права проверки законности указанных актов, обязано было внести в государственный земельный кадастр, утвержденные им результаты государственной кадастровой оценки земель.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя высказал возражения против доводов апелляционной жалобы по основаниям отзыва.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2010г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что согласно договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка N 455 от 26.12.2002 г., ОАО "Кемеровомашоптторг" приобрело в собственность земельный участок общей площадью 60592,6 кв.м. по адресу г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60.
В последующем указанный земельный участок был разделен на несколько земельных участков, в том числе:
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м,
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м.,
- земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м (данный земельный участок образован путем разделения земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:171 общей площадью 32218,55 кв.м).
Право собственности на земельные участки подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.10.2007 г. N 42АВ 661824, N 42АВ 661825, от 12.05.2009 г. N 42АВ 990526.
Получив выписки из государственного кадастра недвижимости от 28.01.2009 г. N 4200/001/09-10820, N 4200/001/09-6806, N 4200/001/09-59760, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м. составляет 25251710,37 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости - 4537,17 руб. за один квадратный метр, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м. составляет 16042252,88 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб. за один квадратный метр, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м составляет 162160701,73 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости 5057,68 руб. за один квадратный метр ОАО "Кемеровомашоптторг" обратилось к независимому оценщику - Обществу с ограниченной ответственностью "ВЕЛ - Аудит - Консалтинг" для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Согласно отчету названного оценщика рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:8 составляет 6298313 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:12 составляет 3589488 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201003:189 составляет 36283493 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен и является недостоверной, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные общество требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются достаточные основания для признания действий Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков несоответствующими требованиям статей 65, 66 ЗК РФ, Методическим указаниям, Административному регламенту, нарушающими права общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Частями 1, 5 статьи 65 и частью 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают, в том числе, средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) (далее - Правила), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу положений пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Так, приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28.06.2007 N 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Пунктами 8.1 и 9.5 Административного регламента предусмотрено, что контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации (далее - формы оперативной отчетности).
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка).
Отчеты, составленные по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, проверяются на соответствие его состава условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, выполняемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации".
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Роснедвижимость производит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется Актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления Акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с Актом проверки.
После получения указанных сведений и Акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта Акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
После чего, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с требованиями пункте 11.1 Административного регламента сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых действий Управления Росреестра по Кемеровской области статьям 6, 66 Земельного кодекса РФ.
Так, судом первой инстанции правильно установлено, что в нарушение пункта 10 ФСО N 3 в тексте отчета отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, использованные в отчете, позволяющие установить авторство соответствующей информации и даты ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток.
Отсутствие документального подтверждения в материалах отчета сведений о первичной исходной информации об анализе рыночных цен о земельных участках в размере фактора их стоимости является нарушением пункта 13 Федерального стандарта оценки.
В свою очередь, отраженная в отчете последовательность действий по определению стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю и других участков, не позволяет пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком действий для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:02001003:97, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента и пункту 15 Федерального стандарта.
Ссылка представителя Управления на Отчет N 1/ГКР/140-025д, подготовленный ООО "Группа комплексных решений", и используемый ФГУП "Земля" в качестве информации о рыночной стоимости земельных участков, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции, поскольку указанный отчет содержит информацию об оценке рыночной стоимости "гипотетических" земельных участков, расположенных по адресу: РФ, Кемеровской области, г. Кемерово, - а данные о наличии лицензии на право оценочной деятельности у ФГУП "Земля" в материалах дела отсутствуют.
Материалы дела не содержат достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволили бы оценить их достоверность и объективность, сделать вывод о наличии оснований для расчета, как удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 4537,17 руб./кв.м., 5057,68 руб./кв.м., 5057,68 руб./кв.м., так и государственной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8 в размере 25251710,37 руб., 42:24:0201003:12 в размере 16042252,88 руб., 42:24:0201003:189 в размере 162160701,73 руб.
Также в материалах дела не имеется достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201003:8 в размере 25251710,37 руб., 42:24:0201003:12 в размере 16042252,88 руб., 42:24:0201003:189 в размере 162160701,73 руб., внесенная Управлением в Государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной оценки земель, то есть с соблюдением требований пункта 13 Правил.
Из отчета независимого оценщика - ООО "ВЕЛ - Аудит - Консалтинг" следует, что рыночная стоимость принадлежащих Обществу спорных земельных участков составляет 6298313 руб., 3589488 руб., 36283493 руб. соответственно, что меньше размера их кадастровой стоимости, обозначенной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в кадастровом плане. При этом, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области не оспорило величину рыночной стоимости.
Как правильно указал суд первой инстанции, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, не обозначило фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость спорных земельных участков определена в данном случае в размере, намного превышающем их рыночную стоимость.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюден, в том числе, определен состав факторов стоимости, проведен сбор сведений о значении этих факторов, проведен сбор рыночной информации, а также расчет кадастровой стоимости с учетом перечисленных элементов, материалы дела не содержат.
Также в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 10 Правил следует, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент), в обязанность Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Между тем, доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не в полном объеме и не с надлежащим качеством осуществлена обязанность по проведению проверки отчета.
Так, пунктом 6 Федерального стандарта оценки "требования к отчету оценки (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития и торговли от 20.07.2007г. N 254 (далее по тексту "ФСО N 3") определено, что отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
В соответствии с пунктом 9 ФСО N 3 в приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе, правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, а также документов технической инвентаризации, заключений специальных экспертиз и другие документы по объекту оценки (при их наличии).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, представленный УФАКОН по КО отчет (приобщен к материалам дела), не содержит даты его подписания оценщиками, которые проводили оценку и дату утверждения соответствующим лицом, не имеется сведений о наличии полномочий на подписание отчета, утвержденного и.о. генерального директора Н.П.Фоминым, в то время как сам государственный контракт и приложения к нему от имени ФГУП "ФКЦ "Земля" подписаны генеральным директором Калининым Ю.П.
Титульный лист отчета в качестве исполнителей содержит указание на следующих лиц: Скуфинский О.А., Кривский С.Б., Кулакова Н.А., Савина Е.В., Бородай Н.Б. и имеются подписи данных лиц, однако стр.3-5 отчета в разделе "Сотрудники, непосредственные исполнители работ по ГКОЗ НП", а также указаны: Махт В.А., Макаров М.П., Осинцева Н.В., Загородникова Е.А., Назарова М.Л., Чернорай Е.С., Ивонина Л.Г., Пашнина Л.Л., Овчинникова П.Н., и др., однако подписи данных лиц в отчете отсутствуют.
Судом первой инстанции также установлено отсутствие в представленном УФАКОН по КО ряда приложений и несоответствия оглавления отчета фактическому приложению документов (пример: стр. 9 отчета содержит указание на наличие приложений N N 7-16, однако в представленной копии отчета об оценке имеются только Приложения N 7 (частично) и Таблица, заявленная как часть Приложения N 16, а представленные документы не являются копиями приложений (как части отчета об оценке), ввиду наличия рукописных дописок (шариковой ручкой) о наименовании приложений, отсутствия сквозной нумерации страниц на них и отсутствия признаков их копирования.
Раздел 1.2. (стр. 14-19) Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в нарушение пункта 8 ФСО N 3, не содержат указание на проведение оценки исполнителем работ в соответствии с Федеральными стандартами оценки N 1, N 2, N 3, утвержденными приказами Минэкономразвития от 20.07.2007 г., соответственно NN 254, 255, 256 (далее - ФСО NN1, 2,3), при том, что данные стандарты являются основополагающими в области оценки, и в силу указанного пункта 8 ФСО N3 должны быть отражены в отчете об оценке.
Пунктом 19 ФСО N 1 определено, что если при проведении оценки оценщиком привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их квалификацию и степень участия в проведении оценки, а также обосновать необходимость их привлечения.
Страница отчета в разделе 3 "Соисполнители работ по ГКОЗ НП" имеет ссылку на омский филиал ФГУП "ФКЦ "Земля", однако текст отчета и приложение к отчету не имеет каких-либо документов, подтверждающих статус данного лица, а также обосновывающих необходимость привлечения данного лица для проведения работ по государственному контракту.
Страница 5 отчета в разделе "Сотрудники, непосредственные исполнители работ по ГКОЗ НП" содержит указание на ООО "Группа комплексных решений" и указание на сотрудников данной организации, однако статус данного лица не определен, отсутствуют подписи лиц, осуществлявших оценку (часть оценки), на каком основании данное лицо стало исполнителем работ по государственному контракту, имеет ли данное лицо право осуществлять оценочную деятельность.
В нарушение п. 10 того же ФСО N 3, в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков отсутствуют ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации, дате ее подготовки и возможности ее воспроизведения, равно как к отчету не приложены копии соответствующих материалов и распечаток.
В нарушение указанного принципа представленный Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не позволяет воспроизвести расчет кадастровой стоимости и привести его к аналогичным результатам, полученным оценщиками (не позволяет пользователю отчета об оценке, в т.ч. не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком действий для установления стоимости объекта оценки).
В нарушение п. 15 ФСО N 3 и п.9.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 г. N 215 (далее Административный регламент), Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описания расчетов и пояснений к ним, обеспечивающих проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельных участков, принадлежащих Заявителю.
В соответствии с пунктом 19 ФСО N 1 оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение указанной нормы в табл. N 7 Приложения N 7 к Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков приведена информация об использованных объектах - аналогах, датированная существенно позже даты оценки, каковой являлась дата 01.01.2007 г.
При этом протокол предварительной проверки Отчета от 11.11.2008 г. содержит вывод о соответствии отчета техническому заданию, что в свою очередь свидетельствует о некачественном и не полном проведении данным государственным органом предварительной проверки, тогда как судом указывалось выше, что именно формальное соблюдение федеральных стандартов оценки, является предметом проверки Управлением.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные нарушения носят существенный характер, так как позволили Роснедвижимости признать предварительную оценку отчета, как положительную и принять отчет в том виде, который не соответствует формальным требованиям, установленным действующим законодательством, при этом отчет должен соответствовать приведенному выше законодательству не только по содержанию, но и по оформлению.
Принимая во внимание, что процедура утверждения кадастровой оценки земельных участков является многоступенчатой и многостадийной, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что каждый этап и стадия утверждения отчета должен соответствовать действующему законодательству, в противном случае утверждение отчета в таком виде ведет к нарушению прав и законных интересов владельца земельного участка, в том числе, связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика и уплачивать в бюджет только законно установленные налоги и сборы.
При таких обстоятельствах имеются достаточные основания для признания действий Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков несоответствующими требованиям статей 65, 66 ЗК РФ, Методическим указаниям, Административному регламенту, нарушающими права апеллянта, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Таким образом, действия по внесению Управлением Росреестра по Кемеровской области недостоверных сведений о стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201003:8 общей площадью 5565,52 кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:12 общей площадью 3171,86 кв.м, с кадастровым номером 42:24:0201003:189 общей площадью 32062 кв.м, расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 60, в государственный кадастр объектов недвижимости судом первой инстанции признаны незаконными правомерно.
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями ст.156, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2010г. по делу N А27-1894/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1894/2010
Истец: ОАО "Кемеровомашоптторг"
Ответчик: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Росреестра по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2011 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1894/10
28.10.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1894/10
13.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3743/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3743/11
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3743/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3743/11
15.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-1894/2010
08.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6559/10
01.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6559/10
04.06.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1894/10