Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 января 2011 г. по делу N А03-7723/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит" (далее - ООО "СК "Монолит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социально страхования) от 19.04.2010 N 1.
Решением от 27.07.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции.
По мнению заявителя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что страхователь предъявил к зачету фактически не произведенные затраты, так как произведенные выплаты подтверждаются представленными к выездной проверке расходными кассовыми ордерами.
Заявитель также указывает, на то, что Фондом социального страхования не представлены доказательства, подтверждающие неправомерность действий Общества, наличие у него цели в виде неправомерного возмещения средств из Фонда социального страхования.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд социального страхования, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Фонда социального страхования, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "СК "Монолит" (страхователь) обратилось в Фонд социального страхования Российской Федерации за возмещением средств на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на 01.01.2009 за 52 дня в сумме 315 608, 70 руб. на выплату пособий по временной нетрудоспособности по листкам N 3415915 ВФ, N 8391210 ВХ, N 8391438 ВХ.
Филиалом N 3 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная камеральная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию.
В ходе проверки установлено, что пособия по временной нетрудоспособности назначены Л.Г. Б., принятой 03.08.2009 по совместительству на полставки должности менеджера с окладом, согласно штатного расписания - 18 500 руб., при этом оклад директора составлял 4 330 руб. в месяц.
Других работников в ООО "СК "Монолит" не числилось. Обязанности менеджера до трудоустройства Л.Г. Б. исполнял директор, который согласно первичным документам в данной организации работает на полставки. В штатном расписании до момента принятия Л.Г. Б. должность менеджера отсутствовала.
По результатам проверки Филиалом N 3 Фонда социального страхования составлен акт от 17.03.2010 N 57с/с и, вынесено решение от 19.04.2010 N 1 "О направлении уведомления о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством".
Не согласившись с указанным решением Фонда социального страхования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, исходили из того, что листки нетрудоспособности N 3415915 ВФ, N 8391210 ВХ, N 8391438 ВХ, N 8415285 ВХ, N 8440669 ВХ, N 0810861 ВЧ выданы с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в связи с чем пришли к выводу о правомерности действий Фонда социального страхования по непринятию указанных листков, к зачету в счет средств социального страхования.
Арбитражные суды также сделали вывод, о том что Обществом создана искусственная ситуация с целью получения от Фонда социального страхования средств на обязательное социальное страхование.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе, пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21), действующей на момент выдачи листков временной нетрудоспособности, установлено, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособия по временной нетрудоспособности беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (действовавшему в период предъявления спорных листов нетрудоспособности) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Оформление и выдача листков нетрудоспособности регламентированы Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и абзацем 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что при проведении документальной проверки Фондом социального страхования были выявлены нарушения, допущенные при заполнении листков нетрудоспособности (далее - л/н), а именно: л/н N 3415915 на период с 04.08.2009 по 27.08.2009 выдан без необходимого обоснования в амбулаторной книге, что является нарушением Порядка; л/н N 8391210 ВХ с 02.09.2009 по 18.09.2009 и л/н N 8391438 ВХ с 19.09.2009 по 29.09.2009 продлевались с нарушением пункта 5 Порядка; л/н N 8391438 ВХ с 19.09.2009 по 29.09.2009 закрыт без осмотра в нарушение пункта 60 Порядка"; л/н N 8415285 ВХ с 02.10.2009 по 30.10.2009 выдан с нарушением пунктов 5, 60 Порядка - в отсутствие амбулаторной карты; невыполнение врачебных назначений; л/н N 8440669 сер ВХ с 09.11.2009 по 23.11.2009 выдан с нарушением пунктов 5, 60 Порядка - невыполнение врачебных назначений, л/н N 0810861 ВЧ с 23.12.2009 по 31.12.2009 выдан с нарушением пунктов 5; 15; 60 Порядка - в амбулаторной карте отсутствует отметка о выдаче листка нетрудоспособности, произведен врачебный осмотр раньше выдачи листка нетрудоспособности, не заполнена строка листка нетрудоспособности "ФИО" - кому выдан, невыполнение врачебных назначений.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что единственным основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке, вывод судов о том, что поскольку названные листки нетрудоспособности выданы с нарушением Порядка, в связи с чем они обоснованно не приняты к зачету в счет средств социального страхования, является правомерным.
Кроме того, арбитражными судами также установлено, материалами дела подтверждается, что л/н N 3415915 ВФ выдан Л.Г. Б. с 04.08.2009 (на второй ее рабочий день).
Общество, как страхователь, вступило 31.08.2009 в отношения с Фондом социального страхования по добровольной уплате взносов по обязательному социальному страхованию работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данные обстоятельства подателем жалобы не опровергаются.
С учетом изложенных обстоятельств, обоснованным является вывод судов о том, что заключение страхователем договора о добровольной уплате взносов по обязательному социальному страхованию работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произошло после получения листка нетрудоспособности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что согласно сводам начислений и удержаний заработной платы работникам страхователя производилось начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности за период с апреля 2009, однако выдачи их не производилось до октября 2009 года.
В октябре 2009 года согласно представленным расходным кассовым ордерам от 09.10.2009 произведена выдача заработной платы Р.С. Ш. в сумме 25 993 руб. и Л.Г. Б. в сумме 31 826, 08 руб., однако в книге учета доходов и расходов указанная операция не отражена.
Проанализировав представленную Обществом к проверке "Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" на 2009 год, суды установили, что в ней отсутствует отметка налогового органа, а также, что ООО "СК "Монолит" вело в 2009 году финансово-хозяйственную деятельность с получением дохода в сумме 696 058 руб, однако первичные документы, подтверждающие произведенные операции и получение дохода страхователем не представлены.
Вместе с тем, документов свидетельствующих об оплате Обществом налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не представлено.
При этом судом также установлено, что несмотря на указанное в "Книге учета доходов и расходов организаций индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения", получение доходов, перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд налогов с начисленной заработной платы производилось за счет займов, поступавших от руководителя предприятия. Данное обстоятельство подтверждается банковскими ордерами от 15.10.2009 N 2, от 13.11.2009 N 6, от 15.12.2009 N 12 с платежными поручениями.
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств суды установили, что пособия по временной нетрудоспособности Л.Г. Б. исчислены исходя из назначенного ей ежемесячного оклада в 18 500 руб. При этом каких либо документов, подтверждающих исполнение обязанностей менеджера Л.Г. Б., страхователем не представлено.
Из содержания справки формы НДФЛ за 2009 год следует, что общая сумма дохода директора составила 44 815,50 руб. (заработная плата), а сумма доходов менеджера Л.Г. Б. составила 97 960,15 руб., в том числе пособия по временной нетрудоспособности 80 873,47 руб.
Анализ экономической целесообразности и финансовой возможности установления Л.Г. Б. должностного оклада, в несколько раз превышающего должностной оклад директора Общества, не представился возможным, так как страхователем не представлены к проверке бухгалтерские документы Общества.
Должностными функциями, сравнимыми с функциями менеджера Л.Г. Б. являются функции директора общества Р.С. Ш.
В штатном расписании установлен размер заработной платы директора 4 330 руб. Директор общества, как и Л.Г. Б. принят в данной организации по совместительству на полставки. Размер заработной платы директора реально отражает оценку труда работника в денежном выражении.
Должность директора является старшей среди других должностей в ООО "СК "Монолит". Следовательно, она должна быть и самой высокооплачиваемой. В этой связи исчисление пособий по временной нетрудоспособности, исходя из размера заработной платы директора, не может являться нарушением прав Л.Г. Б. Обществу предложено по листку нетрудоспособности N 0784993 сер ВЧ от 27.11.2009 исчислить сумму, исходя из ставки директора, с учетом чего сумма начислений по данному листку составило 3 234 руб.
Между тем, общая сумма расходов, начисленная в счет средств социального страхования за 2009 год составила 80 873,47 руб., в том числе пособия по временной нетрудоспособности 80 873,47 руб.
С учетом установленных обстоятельств, а также положений статьи 11 Закона N 165-ФЗ, частей 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суды пришли к правомерному выводу о недобросовестности Общества, что привело к искусственному созданию Обществом ситуации для возмещения из Фонда социального страхования средств на выплату пособия по социальному страхованию.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.
Учитывая, что определением суда кассационной инстанции о принятии кассационной жалобы от 17.12.2010 Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 руб.
Согласно части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7723/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2011 г. по делу N А03-7723/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании