г. Томск |
Дело N 07АП-8485/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 04.10.2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Ждановой Л.И. Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Матвеева И.К. - представитель (доверенность от 26.03.2010)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010
по делу N А03-7723/2010 ( судья Старцева М.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит"
к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 3
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит" (далее по тексту - заявитель, ООО "СК "Монолит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (далее по тексту - Управление) о признании незаконным решения N 1 от 19.04.2010, вынесенного на основании акта N57 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010 в удовлетворении требований ООО "СК "Монолит" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СК"Монолит" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по следующим основаниям.
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права: требования по возмещению денежных средств на выплату пособия подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии с заработной платой сотрудницы; выводы об искусственно созданной Обществом ситуации для необоснованно высокой заработной платы менеджера компании Букатиной Л.Г., изложенные в акте документальной проверки от 17.03.2010 N 57с/с, на основании которого принято оспариваемое решение, являются неправомерными; фондом не представлены доказательства, подтверждающие неправомерность действий Общества.
Более подробно доводы ООО "СК "Монолит" изложены в апелляционной жалобе.
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 в отзыве представленном в суд в порядке ст.262 АПК РФ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СК "Монолит" - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Заявитель в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте судебного разбирательства. В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 5 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель Управления просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "СК "Монолит" - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010 не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ООО "СК "Монолит" - страхователь, обратилось в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ за возмещением средств на выплату пособия по обязательному социальному страхованию на 01.01.2009 за 52 дня в сумме 315 608, 70 рублей на выплату пособий по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности N 3415915 ВФ, N 8391210 ВХ, N 8391438 ВХ.
Филиалом N 3 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная камеральная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию.
В ходе проверки установлено, что пособия по временной нетрудоспособности назначены Букатиной Л.Г., принятой 03.08.2009 по совместительству на полставки должности менеджера с окладом согласно штатного расписания - 18500 рублей, при этом оклад директора составлял 4330 рублей в месяц.
Других работников в ООО СК "Монолит" не числилось. Обязанности менеджера до трудоустройства Букатиной Л.Г. исполнял директор, который согласно первичным документам в данной организации работает на полставки. В штатном расписании до момента принятия Букатиной Л.Г. должность менеджера отсутствовала.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что листки нетрудоспособности N 3415915 ВФ; N 8391210 ВХ; N 8391438 ВХ, N 8415285 ВХ; N 8440669 ВХ; N 0810861 ВЧ выданы с нарушением "Порядка" на основании пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 к зачету в счет средств социального страхования не приняты правомерно. Суд также пришел к выводу, что ООО СК "Монолит" создана искусственная ситуация с целью получения от Фонда средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и частям 1 и 2 статьи 10 ГК РФ
Не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционного суда оснований не имеется.
Статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее Закон N 165-ФЗ) определено, что пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Частью 1 статьи 22 вышеуказанного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со ст. 2 Закона N 165-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пункте 6 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под иными правовыми актами понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, п. 18 которого установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 8.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22. проверке подлежат, в том числе расходы страхователей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 8.5 Инструкции расходы, произведенные страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда не принимаются в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) определено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (утв. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.1994 г. N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 г. N 21), действующей на момент выдачи листков временной нетрудоспособности, установлено, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при проведении документальной проверки ГУ АРО ФСС РФ были выявлены нарушения при заполнении листков нетрудоспособности.
По результатам проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности лечебными учреждениями, проведенной специалистом филиала N 3 отделения Фонда, установлено, что листок нетрудоспособности N 3415915 на период с 04.08.2009 по 27.08.2009 выдан без необходимого обоснования в амбулаторной книге, что является нарушением "Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514.
Листок нетрудоспособности N 8391210 ВХ с 02.09.2009 по 18.09.2009 и листок нетрудоспособности N 8391438 ВХ с 19.09.2009 по 29.09.2009 продлевались с нарушением п.5 "Порядка".
Листок нетрудоспособности N 8391438 ВХ с 19.09.2009 по 29.09.2009 закрыт без осмотра в нарушение п.60 "Порядка".
По листку нетрудоспособности N 8415285 сер ВХ с 02.10.2009 по 30.10.2009 нарушены п.п. 5; 60 "Порядка" - отсутствие амбулаторной карты; невыполнение врачебных назначений.
По листку нетрудоспособности N 8440669 сер ВХ с 09.11.2009 по 23.11.2009 нарушены п.п 5; 60 "Порядка" - невыполнение врачебных назначений.
По листку нетрудоспособности N 0810861 сер ВЧ с 23.12.2009 по 31.12.2009 нарушены п.п.п.5; 15; 60 "Порядка" в амбулаторной карте отсутствует отметка о выдаче листка нетрудоспособности, произведен врачебный осмотр раньше выдачи листка нетрудоспособности, не заполнена строка листка нетрудоспособности "ФИО" - кому выдан, невыполнение врачебных назначений.
В соответствии с частью 4 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", действовавшего на период предъявления листков нетрудоспособности: N 3415915 ВФ; N 8391210 ВХ; N 8391438 ВХ, N 8415285 сер ВХ; N 8440669 сер ВХ; N 0810861 сер ВЧ, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Как правильно указал в решении суд, единственным основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункту 18 названного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или неподтвержденными документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности) к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Так как листки нетрудоспособности N 3415915 ВФ; N 8391210 ВХ; N 8391438 ВХ, N 8415285 ВХ; N 8440669 ВХ; N 0810861 ВЧ выданы с нарушением "Порядка" на основании пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 к зачету в счет средств социального страхования не приняты обоснованно.
Из материалов дела также следует, что листок нетрудоспособности ВФ N 3415915 Букатиной Л.Г. выдан с 04.08.2009 (на второй рабочий день Букатиной Л.Г).
Таким образом, заключение страхователем договора о добровольной уплате взносов по обязательному социальному страхованию работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании которого он может получить от Фонда средства на оплату пособий по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка, произошло после получения листка нетрудоспособности.
Согласно сводам начислений и удержаний заработной платы работникам страхователя производилось начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности за период с апреля 2009, однако выдачи их не производилось до октября 2009.
В октябре 2009 согласно представленным расходным кассовым ордерам от 09.10.2009 произведена выдача заработной платы Шершневу Р.С. в сумме 25993 рублей и Букатиной Л.Г. в сумме 31826,08рублей, однако в книге учета доходов и расходов указанная операция не отражена.
Страхователем была представлена к проверке "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" на 2009 год, на которой нет отметки налогового органа предусматриваемой формой книги. Исходя из представленной книги организация ООО СК "Монолит" вела в 2009 году финансово-хозяйственную деятельность с получением дохода в сумме 696 058 рублей, однако первичные документы, подтверждающие произведенные операции и получение дохода страхователем не представлены.
Между тем, документов об оплате страхователем налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощенную систему налогообложения так же не представлена.
Несмотря на указанное в "Книге учета доходов и расходов организаций индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения", получение доходов, перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд России, налогов с начисленной заработной платы производилось за счет займов, поступавших от руководителя предприятия, о чем свидетельствуют банковские ордера N 2 от 15.10.2009; N 6 от 13.11.2009; N 12 от 15.12.2009; с платежными поручениями.
Пособия по временной нетрудоспособности Букатиной Л.Г. исчислены исходя из назначенного ей ежемесячного оклада в 18500 рублей. При этом каких либо документов, подтверждающих исполнение обязанностей менеджера Букатиной Л.Г., страхователем не представлено.
Согласно справок НДФЛ о доходах физических лиц за 2009 год - общая сумма дохода директора составила 44815,50 рублей (заработная плата), а сумма доходов менеджера Букатиной Л.Г. составила 97960,15рублей, в том числе пособия по временной нетрудоспособности 80873,47рублей.
Анализ экономической целесообразности и финансовой возможности установления Букатиной Л.Г. должностного оклада, в несколько раз превышающего должностной оклад директора общества, не представился возможным, так как страхователем не представлены к проверке бухгалтерские документы общества.
Согласно статье 13 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", организация, переведенная на уплату единого налога для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета, и бухгалтерской отчетности.
Такие факты, как установление Букатиной Л.Г. должностного оклада, в несколько раз превышающего должностной оклад директора общества, заключение страхователем договора о добровольной уплате взносов по обязательному социальному страхованию работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на основании которого он может получить от Фонда средства на оплату пособий по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка, произошло после получения листка нетрудоспособности; непредоставление к проверке документов, позволяющих оценить экономическую обоснованность установления Букатиной Л.Г. должностного оклада в повышенном размере, позволили сделать вывод о том, что в ООО СК "Монолит" создана искусственная ситуация для установления необоснованно высокого заработка Букатиной Л.Г., с целью получения от отделения Фонда средств на обязательное социальное страхование в повышенном размере.
Создание ООО СК "Монолит" искусственной ситуации с целью получения от Фонда средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и частям 1 и 2 статьи 10 ГК РФ, которыми установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Должностными функциями, сравнимыми с функциями менеджера Букатиной Л.Г., являются функции директора общества Шершнева Р.С.
В штатном расписании установлен размер заработной платы директора 4330 рублей Директор общества, как и Букатина Л.Г., принят в данной организации по совместительству на полставки. Размер заработной платы директора реально отражает оценку труда работника в денежном выражении.
Должность директора является старшей среди других должностей в ООО "СК" Монолит". Следовательно, она должна быть и самой высокооплачиваемой. В этой связи исчисление пособий по временной нетрудоспособности, исходя из размера заработной платы директора, не может являться нарушением прав Букатиной Л.Г. Обществу предложено листок нетрудоспособности N 0784993 сер ВЧ от 27.11.2009 исчислить исходя из ставки директора, с учетом чего сумма начислений по данному листку составило 3234 рублей.
Между тем, общая сумма расходов, начисленная в счет средств социального страхования за 2009 г., составила 80873,47рублей, в том числе пособия по временной нетрудоспособности 80873,47рублей.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 53 от 12.10.2006г. "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" установлено, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что страхователь неправомерно предъявил экономически необоснованные и фактически не произведенные им затраты к зачету, а Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 доказало факт создания Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования, которое выражалось в формальном оформлении трудовых отношений.
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "СК "Монолит" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Определением от 08.09.2010 ООО "СК "Монолит" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе до ее рассмотрения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию в федеральный бюджет с ООО "СК "Монолит" в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 27.07.2010 по делу N А03-7723/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Монолит" ОГРН 1082225012100 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Жданова Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7723/2010
Истец: ООО "СК "Монолит"
Ответчик: ГУ-АРО ФСС РФ