Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 января 2011 г. по делу N А27-6947/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Трио", г. Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г. Москва (далее - Федеральная служба кадастра и картографии, Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление кадастра и картографии, Управление Росреестра) (с учетом произведенной судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замены стороны по делу), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156 площадью 5233 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Юрия Двужильного, строение 7, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля", г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопредшественник Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) в сумме 23 035 030, 62 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402,03 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (правопредшественник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156 в сумме 23 035 030, 62 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующим статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании 23.03.2009 в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:156 площадью 5 233 кв.м. в сумме 23 035 030, 62 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за кв. м.; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 23 035 030, 62 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за кв. м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156 площадью 5 233 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.08.2010 заявление Общества удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из того, что указание Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в пункте 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156 в сумме 4 402, 03 руб. за кв.м., а также внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости, нарушает права и законные интересы ООО "Трио", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просят их отменить, направить дело на новое рассмотрение. Податели кассационной жалобы полагают, что Управление доказало факт надлежащего исполнения возложенной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель". Вывод суда о том, что Роснедвижимость не проверяла Отчет на соответствие Методическим указаниям, не обоснован. Акт проверки не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности, в том числе по уплате земельного налога, не создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд неверно применил статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части устранения допущенных нарушений. С 15.09.2010 Управление не является уполномоченным лицом по ведению государственного кадастра недвижимости и, соответственно, на него не может быть возложена обязанность по исключению сведений о кадастровой стоимости земельного участка из государственного кадастра недвижимости. Заявителем избран неверный способ защиты прав.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу удовлетворить по мотивам, изложенным в отзыве
ООО "Трио" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Трио" владеет земельным участком с кадастровым номером 42:24:0101037:156, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Юрия Двужильного, строение 7, общей площадью 5 233 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту от 16.04.2009 N 4200/001/09-92674 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 23 035 030, 62 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4 402, 03 руб. за кв.м.
ООО "Трио" заключило договор с оценочной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью НПФ "Инком-Прайс" для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Юрия Двужильного, строение 7. Согласно отчету названной организации от 20.02.2010 N 02/09-10, рыночная стоимость данного участка составляет 11 793 500 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости данного участка относительно его рыночной стоимости, 01.02.2010 Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки и предоставлении копий документов, связанных с процедурой установления кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
13.04.2010 Управлением Росреестра заявителю были предоставлены государственный контракт от 29.06.2007 N 140, извлечения из отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, протокол предварительной проверки отчета от 11.11.2008, акт проверки отчета от 24.11.2008 N 2 и другие документы.
Полагая, что при определении величины кадастровой стоимости земельного участка были допущены отступления от установленного нормативно-правовыми актами порядка, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Из материалов дела следует, что при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, Управление, Росреестр руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г. N 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:156 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Общество, обращаясь с суд с данным заявлением, просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд удовлетворил требование, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. При таких обстоятельствах возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Так как действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу NА27-6947/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Трио" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2011 г. по делу N А27-6947/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6947/10
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9209/10
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5300/2011
27.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5300/11
12.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5300/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5300/11
21.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6947/2010
15.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8786/10
02.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6947/10