Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 января 2011 г. N А27-4359/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 г.
Индивидуальные предприниматели П.И.А. и П.В.В. (далее - предприниматели, П.И.А. и П.В.В.) обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008,расположенного по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области; обязании Управления исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка; устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 30.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области(с учетом определения об исправлении опечатки от 11.08.2010), оставленным без изменения постановлением от 30.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные предпринимателями требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ранее предприниматели обращались в арбитражный суд о признании незаконными действий Управления по формированию в государственном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка; заявителем пропущен срок обращения в арбитражный суд, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление производит проверку отчета на соответствие его состава условиям технического задания (предварительная проверка) и не производит проверку отчета на соответствие его методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
В материалах дела имеется протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008, в котором указано на соответствие отчета условиям технического задания. Судами не правильно применена статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части устранения допущенных нарушений.
П.И.А. и П.В.В. с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от 31.07.2009 N 42АГ 038821 и N 42АГ 038822, П.И.А. и П.В.В. являются собственниками на праве общей долевой собственности (с долей в праве 1/2) земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008, общей площадью 4567 кв.м., расположенного по адресу г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. N 5, (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.07.2009 сделаны записи о регистрации за N 42-42-06/087/2009-130, N 42-42-06/104/2009-101). Земельный участок с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 24.08.2005 с разрешенным использованием "под коммунально-складские объекты".
ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного с Управлением, выполнило работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, представило соответствующий отчет по состоянию на 01.01.2007 (л.д.102-125, т.1).
Управление провело предварительную проверку отчета, и, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Росреестр, которое признало отчет соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление, Росреестр допустили нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы предпринимателя как налогоплательщика.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы заявители о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 N 81-Г09-26 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству нарушает права и законные интересы предпринимателей, связанные уплатой законно установленного земельного налога.
Кроме того, в рамках данного дела предпринимателем не заявлено требования о признании недостоверными сведений, содержащихся в отчете.
Предприниматели, обращаясь в суд с данным заявлением, просили устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с положениями статей 65, 66 ЗК РФ. Суд удовлетворил требование, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако, включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателей, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Доводы заявителя о повторном обращении предпринимателей в арбитражный суд, о пропуске срока обращения в арбитражный суд, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 30.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4359/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя П.И.А. и индивидуального предпринимателя П.В.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. N А27-4359/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4359/10
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8637/10
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-4359/2010
30.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7650/10
30.06.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4359/10