г. Томск |
Дело N 07АП-7650/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу
при участии:
от заявителей: Руднева Д.А. по доверенностям от 18.12.2009г.
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 июня 2010 года
по делу N А27-4359/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Плегунова И. А., индивидуального предпринимателя Плегунова В. В.
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальные предприниматели Плегунов Игорь Алекперович и Плегунов Виктор Владимирович (далее также Плегуновы, предприниматели) обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными, как не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. N 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г.Кемерово, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, общей площадью 4567 кв.м. расположенного по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008 в размере 27 192 283 руб. 36 коп.; о признании незаконными, как не соответствующим статьям 65,66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г .N39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007г. N215, действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, общей площадью 4567 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5 в размере 27 192 283 руб. 36 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007г.; об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, общей площадью 4567 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5. ; об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 июня 2010 г. с учетом определения об исправлении опечатки от 11.08.2010 года заявленные предпринимателями требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Кемеровской области подало апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, общей площадью 4567 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 г. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008 в размере 27 192 283 руб. 36 коп.; действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, общей площадью 4567 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, N 5 в размере 27 192 283 руб. 36 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области состоянию на 01.01.2007 г.; обязании исключить сведения о государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:0008 государственного кадастра отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- ранее предприниматели обращались в арбитражный суд о признании незаконными действий Управления по формированию в государственном кадастре сведения о кадастровой стоимости земельных участков; заявителям было известно о нарушенном праве в октябре 2009 года, при этом неверно выбранный способ защиты права, либо определение подсудности не может рассматриваться как уважительная причина пропуска 3-хмесячного срока для обращения в суд; заявители не оспаривали результат государственной кадастровой оценки; Управление Роснедвижимости производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания; Правила N 316 и Методические указания N 39 не могут быть применены к оспариваемым действиям; факт проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний, а также факт проверки отчета Роснедвижимостью установлен Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.02.2001г. по делу N 81-Г09-26.
Заявители в представленном отзыве по делу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям не представления Управлением Росреестра доказательств того, что им надлежащим образом осуществлена предварительная оценка проверки отчета; а равно не представлены исходные данные о рыночной информации в отношении земельного участка заявителей.
ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном по делу отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, в том числе, значение факторов стоимости в таблице 3 приложения 7 Отчета, построение модели осуществляется в СПО "Расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов" при отсутствии рыночной информации модель построить невозможно, следовательно, сведения о значениях факторов стоимости были собраны в достаточном количестве и являются достоверными; оценка рыночной стоимости земельного участка проводилась независимым оценщиком и определение оспариваемой государственной кадастровой стоимости производилось ФГУП "ФКЦ "Земля" в разный период времени.
Заинтересованные лица, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, ФГУП ФКЦ "Земля" в отзыве также просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных и третьего лиц при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва ФГУП ФКЦ "Земля", заслушав представителя заявителей, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от 31.07.2009 N 42АГ 038821 и N 42АГ 038822, Плегунов Игорь Алекперович и Плегунов Виктор Владимирович являются собственникам на праве общей долевой собственности (с долей в праве 1/2) земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008, общей площадью 4567 кв.м., расположенного по адресу г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. N 5, (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.07.2009 сделаны записи о регистрации за N 42-42-06/087/2009-130, N 42-42-06/104/2009-101).
Земельный участок с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 24.08.2005 с разрешенным использованием "под коммунально-складские объекты".
В целях получения информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008 общество обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Согласно Кадастровой выписке о земельном участке от 12.10.2009 N 4200/001/09-261683, представленной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008 определена в размере 27 192 283 руб. 36 коп., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 5 954 руб. 08 коп./кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:0008 площадью 4567 кв.м. определена Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности и незаконности оспариваемых действий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее Правила N 316).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 316 государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2); для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (2.2.5).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (далее по тексту - Административный регламент) контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (Отчет) Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
После чего органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007г., заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения раздела 2 Методических указаний, изложенных выше пунктов Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд пришел к обоснованному выводу о проведении Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области проверки отчета на соответствие условиям технического задания, а Роснедвижимость - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление согласно Административного регламента возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008г. признан Управлением Роснедвижимости соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008г., соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов баз данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008г.-24.11.2008г. содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы заявителей о некачественной проверке Управлением отчета заинтересованными лицами документально не опровергнут.
Так, из представленного суду заявителем отчета Кемеровской торгово-промышленной палаты Общества с ограниченной ответственностью "ТПП-Эксперт Н" N 41/12/2 от 28.10.2009 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (S= 4567 кв.м.), с кадастровым номером 42:30:0203030:0008, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. 5" следует, что рыночная стоимость данного земельного участка на 28.10.2009 составила 1 093 000 руб., что значительно ниже кадастровой стоимости, внесенной Управлением в Государственный земельный кадастр.
При этом, при отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о соблюдении указанного в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядка построения статистической модели, в том числе определения факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права предпринимателей.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, какая статистическая модель была применена в расчетах: выражающая зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости или выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, равно как не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Учитывая отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку представленным в материалы дела документам заинтересованных лиц, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних.
Ссылка в апелляционной жалобе на подтверждение факта проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности с соблюдением административных процедур, Правил, Методических указаний, установленных Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010г. N 81-Г09-26, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу ч.3 ст.69 АПК РФ; поскольку установленные в указанном Определении обстоятельства не имеют отношение к лицам, участвующим в настоящем деле.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ последствия.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Довод ФГУП ФКЦ "Земля" в отзыве апелляционную жалобу о том, что отчет оценщика ООО "ТПП-ЭкспертН" не имеет доказательственного значения, не принимается судом апелляционной инстанции; выводы суда первой инстанции не основаны на данном отчете, судом дается оценка не представления Росреестром доказательств, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную стоимость с учетом положений ст. 66 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о выходе судом первой инстанции за пределы заявленных предпринимателями требований признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными; установление факта достоверности результата кадастровой оценки непосредственно связано с предметом заявленных требований применительно к формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Указание в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права с учетом прекращения производства по делу N А27-25216/2009, а равно о нарушении заявителями установленного законом срока на обращение в арбитражный суд не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Положения указанной статьи в данном случае не нарушены судом первой инстанции, принявшим к производству и рассмотревшим по существу заявление индивидуальных предпринимателей, с учетом того, что первоначально по делу N А27-25216/2009 Плегуновы обратились в арбитражный суд, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с чем на основании п. 1ч. 1 ст. 150 АПК РФ судом и было прекращено производство по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004г. N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом первоначального обращения Плегуновых в арбитражный суд и соответствующего прекращения производства по делу, дальнейшего обращения в суд общей юрисдикции и возвращением заявления в связи с неподсудностью дела данному суду, принимая во внимание факт регистрации Плегуновых в качестве индивидуальных предпринимателей 25.02.2010 года и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением 23.03.2010 года, суд апелляционной инстанции находит необоснованными доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Кроме того, исходя из изложенных норм, сам по себе факт нарушения срока на обращение в арбитражный суд при установлении судом незаконности оспариваемых действий заинтересованных лиц не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей ввиду недопустимости нарушения принципов судопроизводства для достижения его задач в части защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заявителей.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст.ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 июня 2010 года по делу N А27-4359/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4359/2010
Истец: Плегунов Игорь Алекперович, Плегунов Виктор Владимирович
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской обл.
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4359/10
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8637/10
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3642/11
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-4359/2010
30.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7650/10
30.06.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4359/10