Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 января 2011 г. по делу N А03-9869/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 г.
Прокурор Курьинского района (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Фармация" (далее - Предприятие, МУП "Фармация") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12.08.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2010, заявленные требования удовлетворены. МУП "Фармация" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе МУП "Фармация" просит принятые решение от 12.08.2010 и постановление от 21.10.2010 отменить, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие на момент проверки не востребованных и не назначаемых препаратов, входящих в минимальный ассортимент, не является фактом грубого нарушения лицензионных условий. Кроме того, данные лекарственные средства дорогостоящие и имеют срок годности 1,5 - 2 года.
Податель жалобы указывает, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 утратил силу в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н, которым утвержден новый минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. В новый перечень медикаментов минимального ассортимента не включены препараты, отсутствовавшие на момент проверки у Предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурором не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Курьинского района 22.07.2010 проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, медицинских требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке МУП "Фармация", расположенной по адресу: переулок Первомайский, 1 в селе Курья Курьинского района Алтайского края.
В ходе проверки установлено, что в аптеке отсутствует ряд лекарственных средств, включенных приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 312 в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, что является грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По результатам проверки составлен акт от 22.07.2010 и Прокурором в порядке статьи 28.4 КоАП РФ вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.07.2010.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП "Фармация" к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как установлено судом первой инстанции, МУП "Фармация" в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (действовавшего до 01.09.2010) имеет лицензию от 28.11.2008 N ЛО-22-02-000104 на осуществление фармацевтической деятельности сроком действия до 28.11.2013. Согласно приложению N 1 к названной лицензии к числу объектов, используемых для осуществления фармацевтической деятельности, относится, в том числе, аптека, расположенная по адресу: 658320, Алтайский край, Курьинский район, село Курья, переулок Первомайский, 1.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований и условий, в частности, является несоблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (действовавшего до 01.09.2010).
Согласно пункту 8 статьи 32 Закона Российской Федерации от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006 за N 7353 и действовал до 01.09.2010), предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
На момент проведения проверки минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, был утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 (действовавшим до 23.10.2010).
Суд первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил и материалами дела подтверждается факт нарушения Предприятием подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании, выразившийся в отсутствии в вышеназванной аптеке препаратов, входящих в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушений процедуры привлечения к ответственности Предприятия.
Исходя из фактических обстоятельств, доказанности вины Предприятия, суд первой инстанции правомерно привлек МУП "Фармация" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и определил меру наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Данная мера ответственности является соразмерной.
Пересматривая дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции установил аналогичные обстоятельства и поддержал выводы суда первой инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно отклонили доводы МУП "Фармация" о малоэффективности и невостребованности отсутствовавших на момент проверки лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент, и возможности их замены синонимическими лекарствами, поскольку указанные обстоятельства не освобождают Предприятие от исполнения требований закона.
Суды обоснованно признали несостоятельным довод Предприятия о необходимости применения в рассматриваемом случае пункта 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, в соответствии с которым рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), поскольку данная норма права устанавливает лишь максимальный срок отпуска лекарственных средств и не освобождает аптечную организацию от исполнения обязанности иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств.
То обстоятельство, что в настоящее время действует приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н (зарегистрирован в Минюсте России 04.10.2010 за N 18612, вступил в законную силу с 24.10.2010), которым утвержден новый минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, не включающий препараты, отсутствовавшие в момент проверки у Предприятия, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку указанный приказ вступил в действие после их принятия и не распространяет свое действие на период спорных правоотношений (не имеет обратной силы).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.08.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9869/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Фармация" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. по делу N А03-9869/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании