Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 января 2011 г. по делу N А75-5652/2010
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Обьгаз" (далее - ОАО "Обьгаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ханты-Мансийска (далее - департамент, административный орган) о признании недействительным разрешения на строительство от 18.11.2009 N ru 86312000-113, выданного обществу с ограниченной ответственностью Корпорация "Югра Мебель строй +" (далее - ООО Корпорация "Югра Мебель строй +", третье лицо).
Решением от 19.08.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменений постановлением от 09.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Обьгаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указал, что судебные акты приняты судами с нарушением подпункта 5 части 2 статьи 49 и пунктов 1, 3 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" от 25.01.2008 N 10995. Как полагает ОАО "Обьгаз", судами необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы проектной документации.
Проверив в соответствии со статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
На основании распоряжения департамента от 12.02.2009 года N 2560 ООО Корпорация "Югра Мебель Строй +" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок общей площадью 8 903 кв.м. с кадастровым номером 86:12:0202008:203, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира 120, для строительства административно- бытового корпуса салона по сборке и продаже деревянных изделий для строительного комплекса.
Департаментом выдано разрешение на строительство от 18.11.2009 года N ru86312000-113, из содержания которого следует, что разрешение выдано ООО Корпорация "Югра Мебель Строй+" в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства административно-бытового корпуса, салона по сборке и продаже деревянных изделий для строительного комплекса по ул. Мира, район здания 120 А; общая площадь земельного участка под строительство 28 001 кв. м., в том числе 1-ая очередь строительства - 8 903 кв. м., площадь застройки - 1493,16 кв. м., количество этажей - 1, общая площадь здания - 1413,93 кв.м.
Полагая данное разрешение на строительство не соответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы, ОАО "Обьгаз" обратилось в суд с требованием о признании разрешения недействительным.
По мнению заявителя, разрешение на строительство выдано без представления положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, то есть без полного комплекта необходимой документации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что в компетенцию департамента при выдаче разрешения на строительство не входит проверка проектной документации на ее соответствие нормативным правовым актам; при выдаче разрешения на строительство департамент осуществляет действия, поименованные в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций являются преждевременными.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, представляемых в уполномоченный орган, для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из изложенных норм следует, что уполномоченный орган проверяет как наличие всех документов, так и их содержание, после чего принимает решение по вопросу выдачи разрешения на строительство.
Такое толкование следует и из содержания статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации о порядке действий уполномоченного органа по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании обязан установить: соответствие оспариваемого акта или его отдельных положений закону или иному нормативному правовому акту; наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт; не нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший обжалуемый акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из названных норм и применительно к рассматриваемому спору суды должны дать оценку действиям уполномоченного органа по проверке наличия документов при выдаче разрешения на строительство и их соответствия по содержанию требованиям закона, а не ограничиваться только формальной проверкой.
В рассматриваемом деле заявитель указывает на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а судебные инстанции уклонились от выводов о необходимости или отсутствии необходимости представления этого документа при выдаче разрешения на строительство. Заявитель указывает также на отклонение проектной документации от обязательных требований, что также оставлено без оценки суда в отношении соответствующих действий департамента.
Выяснение этих вопросов входит в предмет доказывания по делу. При этом письмо Управления государственной экспертизы Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2009 года N Э-752 (л.д. 2 т. 2) однозначного ответа на этот вопрос не дает; кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 86:12:02020008:203 в материалах дела отсутствует.
Исходя из того, что изложенные обстоятельства не были предметом исследования и оценки судами при рассмотрении спора, арбитражные суды в полной мере не установили обстоятельства, необходимые для разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить соответствие представленных для выдачи разрешения на строительство документов перечню, установленному в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проверить их содержание и сделать выводы по существу спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.08.2010 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 09.11.2010 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5652/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2011 г. по делу N А75-5652/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании