Открытое акционерное общество "Инвестиционно-строительная компания Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - ОАО "ИСК ЯНАО") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Ямало-Ненецкой таможне о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2010 N 10506000-29/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 35 000 руб.; признать вменяемое ему в вину деяние длящимся в период с 29.03.2010 по 12.04.2010; рассмотреть факт непредставления отчетности по форме ДО-1 о размещении на складе временного хранения (далее - СВХ) товара - сборного строительного груза, прибывшего по транзитной декларации N 10309140/150310/0000426 от 15.03.2010, в совокупности со всеми тождественными фактами по непредставлению отчетности по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3, не востребованными таможней за весь период длящегося деяния.
Решением от 01.07.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявленных ОАО "ИСК ЯНАО" требований отказано.
Постановлением от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ИСК ЯНАО", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, заявитель сообщает об официальном уведомлении им таможенного органа о том, что все отчеты по установленным формам с 29.03.2010 будут представляться ОАО "ИСК ЯНАО" в соответствии со статьей 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, то есть по требованию таможенного органа, а не в соответствии с Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 (далее - Правила N 958).
По мнению заявителя, диспозиция статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит упоминания на иные правовые акты, расширительному толкованию не подлежит, поэтому субъективная сторона этого правонарушения выражается только в непредставлении отчетности в порядке и сроки, предусмотренные статьями 363, 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, а не в сроки и в порядке, предусмотренные иным правовым актом.
Также ОАО "ИСК ЯНАО" не согласно с выводами судов о том, что совершенное им деяние, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является длящимся и что Правила N 958 не противоречат актам таможенного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Ямало-Ненецкая таможня, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "ИСК ЯНАО" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.03.2010 на станцию Лабытнанги Северной железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" по процедуре внутреннего таможенного транзита по транзитной декларации N 10309140/150310/0000426 от 15.03.2010 прибыл железнодорожный вагон N 24504219 со сборным строительным грузом в адрес грузополучателя филиал АК "Ямата Ятырым Иншаат Ве Тиджарет А.Ш.".
После представления перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" пакета товаросопроводительных документов на данный груз должностным лицом Салехардского таможенного поста (г. Лабытнанги) проставлена запись "Разместить на СВХ ОАО "ИСК ЯНАО" 30.03.2010".
В указанный таможенным органом день товары были размещены для последующего хранения в ангаре N 3 СВХ, принадлежащем ОАО "ИСК ЯНАО".
По убеждению таможенного органа, в соответствии с Правилами N 958, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003 за N 5183, при размещении 30.03.2010 на СВХ груза, прибывшего по транзитной декларации N 10309140/150310/0000426, у ОАО "ИСК ЯНАО" возникла обязанность не позднее 31.03.2010 представить в Салехардский таможенный пост отчет по форме ДО-1. Поскольку в установленный срок отчетность по форме ДО-1 владельцем СВХ в таможенный орган не была представлена, таможенный орган сделал вывод о нарушении ОАО "ИСК ЯНАО" требований подпункта 2 пункта 1 статьи 112, статьи 364 Таможенного кодекса Российской Федерации и положений Правил N 958.
По данному факту Ямало-Ненецкой таможней 01.04.2010 возбуждено дело об административном правонарушении N 10506000-29/2010, составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2010 и вынесено постановление от 12.05.2010 N 10506000-29/2010, которым ОАО "ИСК ЯНАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному штрафу в сумме 35 000 руб.
Не согласившись с выводами таможенного органа, ОАО "ИСК ЯНАО" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 12.05.2010 N 10506000-29/2010.
Статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров в соответствии со статьей 364 этого Кодекса.
Статьей 364 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность владельцев СВХ представлять отчетность о хранящихся товарах по установленным формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Обязанности владельцев СВХ вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа достоверную отчетность об их хранении по установленным формам предусмотрена пунктом 27 Правил N 958. Сроки представления отчетности по форме ДО-1 определены в пункте 31 этих же Правил.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ОАО "ИСК ЯНАО" являясь владельцем СВХ, имело возможность для соблюдения правил и норм действующего таможенного законодательства, за нарушение которых статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что буквальное толкование подпункта 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 27 Правил N 958 в их системной взаимосвязи, с учетом принципов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (глава 2 Таможенного кодекса Российской Федерации), определяющих запрет на установление требований, не предусмотренных актами таможенного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что исполнение обязанности по представлению отчетности о хранении товаров, помещенных на СВХ, не связывается с дополнительным требованием таможенного органа об её представлении.
В данном случае требование о представлении отчетности закреплено непосредственно в таможенном законодательстве путем издания уполномоченным органом в области таможенного дела (Государственным таможенным комитетом Российской Федерации) Правил N 958.
В рассматриваемых правоотношениях обе судебные инстанции правильно применили статью 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, статью 3, пункт 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о том, что Правила N 958 являются нормативным актом, изданным в пределах компетенции Государственного таможенного комитета Российской Федерации и зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003 за N 5183, поэтому все участники таможенных отношений, в том числе ОАО "ИСК ЯНАО" обязаны руководствоваться этими Правилами.
Также правильно обе судебные инстанции применили статьи 2.9, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.07.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда делу N А81-2603/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что буквальное толкование подпункта 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 27 Правил N 958 в их системной взаимосвязи, с учетом принципов перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (глава 2 Таможенного кодекса Российской Федерации), определяющих запрет на установление требований, не предусмотренных актами таможенного законодательства, позволяет сделать вывод о том, что исполнение обязанности по представлению отчетности о хранении товаров, помещенных на СВХ, не связывается с дополнительным требованием таможенного органа об её представлении.
В данном случае требование о представлении отчетности закреплено непосредственно в таможенном законодательстве путем издания уполномоченным органом в области таможенного дела (Государственным таможенным комитетом Российской Федерации) Правил N 958.
В рассматриваемых правоотношениях обе судебные инстанции правильно применили статью 364 Таможенного кодекса Российской Федерации, статью 3, пункт 1 статьи 5 Таможенного кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о том, что Правила N 958 являются нормативным актом, изданным в пределах компетенции Государственного таможенного комитета Российской Федерации и зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.10.2003 за N 5183, поэтому все участники таможенных отношений, в том числе ОАО "ИСК ЯНАО" обязаны руководствоваться этими Правилами.
Также правильно обе судебные инстанции применили статьи 2.9, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2011 г. по делу N А81-2603/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании