Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юрком" (далее - ООО "Юрком") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, (далее - Управление Росреестра) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 9 246,2 кв.м, с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, расположенного по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Суворова, 19/3, в сумме 18 224 167 руб. 73 коп. в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 970 руб. 99 коп. за 1 кв.м, проведённой федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") и под контролем Управления Роснедвижимости; о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также об обязании заинтересованного лица исключить эти сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий и кадастровой стоимости земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечена администрация Кемеровской области (далее - администрация).
Решением от 02.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья М.С.Н.) дополнительно заявленное требование ООО "Юрком" о признании недостоверным результата государственной оценки земельного участка, проведённой ФГУП "ФКЦ "Земля", к рассмотрению не принято, в удовлетворении остальных требований заявителя отказано.
Постановлением от 01.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявленные требования, а также не принятые к рассмотрению, удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и администрация просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателей жалоб, апелляционным судом не учтено, что Управлением Роснедвижимости выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, других действий кадастровый орган не совершал и не был уполномочен совершать. Не согласны с выводом суда о том, что Управление Роснедвижимости не проверяло отчёт об определении результата кадастровой стоимости земельного участка. Считают пропущенным заявителем установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование и неверным вывод суда об отсутствии преюдициального значения решения Кемеровского областного суда по делу N 3-196/09, по которому оспаривалась законность постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Отзывы на кассационные жалобы ООО "Юрком" в установленном законом порядке не представило.
Управление Росреестра, администрация о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Юрком" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Юрком" является собственником земельного участка площадью 9 246,2 кв.м, с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, находящегося по вышеуказанному адресу (свидетельство о государственной регистрации права от 08.11.2006 N 42АВ376546).
В соответствии с опубликованным 04.12.2008 в газете "Кузбасс" N 223 постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 составляет 18 224 167 руб. 73 коп.
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Роснедвижимости по формированию кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушены права ООО "Юрком" как налогоплательщика, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что нарушение Управлением Роснедвижимости законодательства, регламентирующего процедуру проведения работ по государственной оценке земельного участка, и ненадлежащее исполнение им обязанности по проведению предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка не подтверждено материалами дела.
Признавая незаконными действия органа кадастрового учёта по определению кадастровой оценки, апелляционный суд посчитал, что государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков возложена на Управление Роснедвижимости, которым неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этого участка.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункты 4, 5).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Как установил суд первой инстанции, расчёт кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешённого использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, что подтверждается протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Коллегия администрации в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Решением от 28.01.2010 N 3-01/10 (дело N 3-196/09) Кемеровского областного суда ООО "Юрком" отказано в признании недействующим постановления коллегии администрации N 520 в части утверждения результата кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда о том, что сведения об экономических характеристиках земельного участка с вышеупомянутым кадастровым номером Управление Роснедвижимости вносило на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Кроме того, суд первой инстанции пришёл к выводу о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания недействительности ненормативных правовых актов, незаконности решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, трёхмесячного срока.
Ввиду отсутствия предусмотренной статьями 198, 200 и статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания действий Управления Роснедвижимости незаконными, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Юрком".
С учётом изложенного постановление от 01.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а решение от 02.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области - оставлению в силе.
Администрации в соответствии со статьями 333.37, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвращается уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина.
Арбитражному суду Кемеровской области на основании статей 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поручается разрешение вопроса о повороте исполнения отменённого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 01.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25354/2009 отменить.
Решение от 02.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по этому же делу оставить в силе.
Выдать администрации Кемеровской области справку на возврат государственной пошлины в сумме 2 000 руб., уплаченной по платёжному поручению от 26.11.2010 N 191957.
Арбитражному суду Кемеровской области рассмотреть вопрос о повороте исполнения постановления апелляционного суда в части взыскании в пользу ООО "Юрком" расходов на уплату государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Коллегия администрации в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Решением от 28.01.2010 N 3-01/10 (дело N 3-196/09) Кемеровского областного суда ООО "Юрком" отказано в признании недействующим постановления коллегии администрации N 520 в части утверждения результата кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524.
...
Ввиду отсутствия предусмотренной статьями 198, 200 и статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания действий Управления Роснедвижимости незаконными, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Юрком".
С учётом изложенного постановление от 01.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, а решение от 02.07.2010 Арбитражного суда Кемеровской области - оставлению в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 января 2011 г. по делу N А27-25354/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25354/2009
01.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1617/10
02.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-25354/09
24.03.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1617/10