г. Томск |
Дело N 07АП-1617/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Колупаевой Л.А.
при участии:
от заявителя: Мещеряков Е.Е. по доверенности от 29.10.2010г.
от заинтересованного лица: без участия
от третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 июля 2010 года
по делу N А27-25354/2009 (судья Марченкова С.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юрком"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
третье лицо: Администрация Кемеровской области
о признании незаконны действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка
УСТАНОВИЛ
Общество в ограниченной ответственностью "Юрком" (далее ООО "Юрком", Общество, заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, произведена процессуальная замена в порядке ст. 48 НК РФ га Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее Росеестр) , с учетом уточненных требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 общей площадью 9246, 2 кв.м. в размере 18 224 167, 73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 1 970, 99 руб. за квадратный метр, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области; признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного Кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316 , Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов , утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007г. N 215, действия Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 общей площадью 9246, 2 кв.м. в размере 18 224 167, 73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 1 970, 99 руб. за квадратный метр, расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, улица Суворова, дом 19/3; обязать Управление Росреестра по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Юрком" , исключив из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровой стоимостью 1970, 99 руб. за квадратный метр , расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Ленинкс-Кузнецкий, улица Суворова, дом 19/3.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010г. заявленные ООО "Юрком" требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением арбитражного суда Кемеровской области, ООО "Юрком" подана апелляционная жалоба, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме, по основаниям:
- не доказанности Управлением Росреестра по Кемеровской области надлежащего исполнения возложенной функции "организации проведения государственной кадастровой оценки" в части исполнения административных процедур , предусмотренных Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2010г. N 316; не представления данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках , необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а равно, использование ФГУП ФКЦ "Земля" рыночных цен; формальное соблюдение Управлением административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения факторов стоимости , проведения сбора сведений о значении этих факторов. Проведения сбора рыночной информации, а также расчета кадастровой стоимости без учета перечисленных элементов.
В отзыве на апелляционную жалобу Росреестр не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Юрком" апелляционную жалобу поддержал.
Заинтересованное и третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу ч. 1 ст.266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ , изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда Кемеровской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что ООО "Юрком" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, площадью 9242, 2 кв.м., девятого вида разрешенного использования, расположенного по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Суворова , дом 19/3.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 4200/001/09-490 от 16.01.2009г. земельный участок под кадастровым номером 42:26:0201001:1524 относится к землям населенных пунктов , предназначен для размещения производственной базы.
В результате увеличения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 произошло увеличение налогового бремени налогоплательщика ООО "Юрком по уплате земельного налога.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без учета определенной рыночной стоимости земельного участка с нарушением установленной процедуры.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из не допущения оценщиком нарушений п. 2.2.3 и 2.2.7 Методических указаний , источники рыночной информации оценщиком мотивированы в отчете, ст. 69 АПК РФ в части подтверждения вступившими в законную силу судебными актами судом общей юрисдикции соответствия статьям 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации , Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов , утвержденным Приказом Министерств экономического развития и торговли РФ ОТ 156.02.2007г. N 39 , Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли от 28.06.2007г. N 215,действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, общей площадью 9 246,2 кв.м. в размере 18 224 167, 73 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости 1970, 99 руб. за квадратный метр , расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, ул. Суворова , дом 19/3.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. N 316 (далее Правила N 316) государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 13 Правил N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний, по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) и принятых во исполнение пункта 11 Правил N 316.
Пунктом 2.2.1 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, производится на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
В пункте 2.2.5 Методических указаний закреплено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Исследовав материалы кадастровой оценки и применив названные положения закона и нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств использования рыночной информации при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка ООО "Юрком" с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, вследствие чего о наличии оснований для признания результатов оспариваемой оценки недостоверными.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчёт удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 года N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области документов не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
Так, суд проанализировав отчет пришел к выводу о соответствии его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, при этом, не мотивировав, наличие либо отсутствие доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области, информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, т. е. не имеется конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0207052:9 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта; кроме того, отчет N1/ГКР/140-025д , подготовленный ООО "Группа комплексных решений" и используемый ФГУП ФКЦ "Земля" в качестве информации о рыночной стоимости земельных участков , не может быть принят во внимание, поскольку указанный отчет содержит информацию об оценке рыночной стоимости "гипотетических" земельных участков, расположенных по адресу: Кемеровская область, г.Кемерово.
Таким образом, отсутствуют достаточные сведения об используемых исходных данных, которые позволили бы оценить их достоверность и объективность, сделать вывод о наличии оснований для расчета, как удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 1970, 99 руб. за квадратный метр, так и государственной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 в размере 18 2224 167, 73 руб.
Соответственно, Управлением Росреестра по Кемеровской области не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Как следует из Приложения N 7 Административного регламента, в пункте 5 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков указываются должности сотрудника (ов) Роснедвижимости, его (их) фамилия, имя и отчество.
Таким образом, одной из обязательных процедур обеспечивающих гарантии соблюдения прав землевладельцев и землепользователей при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель является полная проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости, осуществление которой отнесено пунктом 9.8 и приложением N Административного регламента к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти - Роснедвижимости.
Из представленного в материалы дела акта проверки N 2 от 24.11.2008 следует, что проводившим проверку лицом является начальник управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Д.В. Ковалев.
Однако данное лицо не входит в число должностных лиц Управления, что свидетельствует о проведении проверки отчета на соответствие Методическим указаниям не уполномоченным лицом.
При этом, вывод суда первой инстанции о том, что результаты проверки отчета проверены ФГУП ФКЦ "Земля" и Роснедвижимостью , что подтверждается письмом от 24.11.2008г., несостоятелен, так как наличие государственного контракта не исключает обязанность, предусмотренную Административным регламентом, о проверке отчета именно должностными лицами Роснедвижимости.
С учетом изложенного, Седьмой арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 площадью 9246,2 кв.м., что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524 площадью 9246,2 кв.м. в размере 18 224 167, 73 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1970, 99 руб. за квадратный метр.
Ссылка суда на преюдициальность состоявшихся судебных актов, а равно доводы Управления, изложенные в отзыве о том, что требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка является самостоятельным требованием, ранее не заявленным, а соответственно не подлежащим удовлетворению, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, в рамках предмета заявленных требований, оценке и проверки подлежали действия Управления на предмет достоверности результатов государственной кадастровой оценки, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; по делу N 3-196/09 ООО "Юрком" заявлялся иной предмет о признании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520 частично недействующим, иной состав лиц, участвующих в деле; в части доводов Управления указанное требование заявлялось Обществом в порядке уточнения заявленных требований (л.д. 42-49, т.2) , принятых арбитражным судом и спор рассмотрен судом с учетом уточненных требований заявителя, в связи с чем, не является новым требованием, кроме того, не привлечение к участию в деле ФГУП ФКЦ "Земля" не влияет на предмет оценки именно действий Управления по проверки достоверности результатов государственной кадастровой оценки, поскольку проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение в силу Административного регламента возложена на Управление.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004г. N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
В судебном акте суда первой инстанции указано на то, что ООО "Юрком" стало известно об увеличении размера кадастровой стоимости в декабре 2008 г., в связи с чем, обществом нарушен срок обращения в арбитражный суд с настоящим заявлениям, однако судом не мотивировано на основании каких доказательств он пришел к такому выводу, доводы ООО "Юрком" о том, что о нарушении прав Общества стало известно 10.11.2009г. не опровергнуты.
Кроме того, исходя из изложенных норм, сам по себе факт нарушения срока на обращение в арбитражный суд при установлении судом незаконности оспариваемых действий (бездействия) не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя ввиду недопустимости нарушения принципов арбитражного судопроизводства для достижения его задач в части защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившееся в формировании указанных сведений, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ, являются незаконными, так как не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и нарушают права и законные интересы заявителя; подлежат признанию незаконными, а заявленные ООО "Юрком" требования удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной инстанции относятся на заинтересованных лиц по правилам ст. 110 АПК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей возврату Обществу.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.07.2010 по делу N А27-25354/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Суворова, дом 19/3, площадью 9246, 2 квадратных метров в размере 18 224 167, 73 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1970, 99 руб. за квадратный метр, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
Признать незаконными действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Суворова, дом 19/3, площадью 9246, 2 квадратных метров в размере 18 224 167, 73 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1970, 99 руб. за квадратный метр.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) исключить из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:1524, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, улица Суворова, дом 19/3, площадью 9246, 2 квадратных метров в размере 18 224 167, 73 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1970, 99 руб. за квадратный метр.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юрком" 1500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Взыскать с Администрации Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юрком" 1500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юрком" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 98 от 30.07.2010г. в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25354/2009
Истец: ООО "Юрком"
Ответчик: Администрация Кемеровской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-25354/2009
01.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1617/10
02.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-25354/09
24.03.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1617/10