Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 09.03.2010 по делу N 56/А-10-2009.
В качестве третьих лиц по делу были привлечены С.А.И., общество с ограниченной ответственностью "Беловские городские очистные сооружения", открытое акционерное общество "Кузбассэнергосбыт".
Решением от 11.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными обжалуемые решение и предписание.
В кассационной жалобе Управление, считая, что судами при вынесении судебных актов нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, поскольку судами допущено неправильное применение положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции постановления Правительства от 21.04.2009 N 334) (далее - Правила технологического присоединения), необоснованное неприменение пункта 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. (далее - Правила недискриминационного доступа).
Управление считает необоснованным отказ ООО "КЭК" от заключения договора на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям с С.А.И., а также от выдачи технических условий по существующей схеме электроснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КЭК", считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Обстоятельства дела установлены судами правильно. Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области не представило доказательств правомерности принятого решения по делу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, С.А.И. владеет на праве собственности нежилым помещением, расположенном по адресу: город Белово, пгт. Грамотеино, ул. Бетонная, 2.
18.05.2009 С.А.И. обратился в филиал "Энергосеть города Белово" ООО "КЭК" с заявлением о присоединении указанного объекта к сетям сетевой организации энергопринимающего устройства с максимально разрешенной мощностью 15 кВт.
17.06.2009 филиал "Энергосеть города Белово" ООО "КЭК" письмом N 369 сообщил С.А.И. о том, что решение по поданной заявке будет принято в зависимости от результатов судебного разбирательства по исковому заявлению С.А.И. к ООО "Беловские городские очистные сооружения" и филиалу "Электросбыт города Белово" ООО "КЭК" об обязании восстановить подачу электрической энергии.
В мотивировочной части решения Беловского городского суда Кемеровской области от 17.08.2009 установлено наличие надлежащего технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства, принадлежащего С.А.И.
В письме от 29.09.2009, направленном в адрес ООО "КЭК", С.А.И. сообщил, что заявку на технологическое присоединение от 18.05.2009 следует рассматривать как заявку на увеличение присоединенной мощности энергопринимающего устройства.
22.10.2009 С.А.И. направил в адрес ООО "КЭК" заявление о выдаче дубликата технических условий в отношении энергопринимающего устройства.
Письмом от 02.11.2009 N 03-01-1/2106 ООО "КЭК" отказало в выдаче дубликата технических условий в связи отсутствием у ООО "КЭК" ранее выданных С.А.И. технических условий; а выдача новых технических условий невозможна из-за непредставления заявителем необходимых данных.
Считая неправомерным отказ сетевой компании от заключения договора на оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающего устройства с максимальной мощностью 15 кВт, принадлежащего С.А.И. к электрическим сетям ООО "КЭК", С.А.И. обратился с заявлением в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения дела N 56/А-10-2009 о нарушении антимонопольного законодательства, Управлением принято решение от 09.03.2010 о признании ООО "КЭК" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и вынесено предписание от 09.03.2010 об обязании ООО "КЭК" выдать С.А.И. в течение 15 дней дубликат технических условий, акт о технологическом присоединении к электрическим сетям ООО "КЭК", выполнить мероприятия по техническому присоединению.
ООО "КЭК", считая вынесенное решение и предписание незаконными, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ООО "КЭК" требования, суды, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ), пункта 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), Правил недискриминационного доступа, Правил технологического присоединения, пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), пришли к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях ООО "КЭК" нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положения хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Пунктом 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями с сетевыми организациями в интересах потребителей.
В соответствии со статьей 3 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана заключить договор с определенной группой лиц (указанных в пунктах 12.1, 14 и 34), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, пунктом 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Утверждаемый Правительством Российской Федерации порядок технологического присоединения регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
В силу части 4 статьи 26 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанными владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленным настоящим Федеральным Законом для сетевых организаций.
Статьей 26 Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ предусмотрено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
В силу пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации).
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполнение по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению.
Выдача новых технических условий в рамках действующего договора заявителям - физическим лицам осуществляется без взимания дополнительной платы.
В случае если заявитель или владелец ранее при соединенных объектов обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении ранее выданных технических условий, утрата которых наступила в связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам, сетевая организация выдает дубликаты ранее выданных технических условий с указанием величины присоединенной (максимальной) мощности энергопринимающих устройств заявителя.
При невозможности восстановления ранее выданных технических условий в отношении присоединенных энергопринимающих устройств выдаются новые технические условия согласно фактически имеющейся схеме электроснабжения с указанием максимальной мощности, равной фактически потребляемой максимальной мощности за последние 5 лет, либо исходя из представленных заявителями иных достоверных данных об объемах ранее присоединенной в установленном порядке максимальной мощности.
При выдаче дубликатов технических условий или новых технических условий в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств составляются и выдаются заявителю акт об осуществлении технологического при соединения, акт о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Заявитель или новый владелец присоединенных энергопринимающих устройств обязан компенсировать сетевой организации затраты на изготовление новых технических условий и указанных актов. При этом размер компенсации затрат на изготовление указанных документов не может превышать 1 000 рублей.
Исследовав в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства и изложенные выше нормы права, суды установили, что ОАО "Кузбассэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) заключил с С.А.И. договор электроснабжения от 29.11.2007, по условиям которого ОАО "Кузбассэнергосбыт" обязуется обеспечить потребителю поставку электрической энергии, в том числе, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО "Кузбассэнергосбыт РЭС" филиал ЦЭС ПС "Грамотеинская", именуемым в дальнейшем "сетевая организация".
Удовлетворяя заявленные требования суды правомерно исходили из того, что Управление не доказало наличие в действиях ООО "КЭК" нарушений антимонопольного законодательства, так как не представило доказательств того, что ООО "КЭК" является сетевой организацией для энергопринимающего устройства С.А.И., не определило к какой сетевой организации присоединено уже имеющееся энергопринимающее устройство с учетом уточнения С.А.И. заявления от 18.05.2009.
Кроме того, арбитражным апелляционным судом установлено, что решением Беловского городского суда от 17.08.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 25.11.2009 по иску С.А.И. к ООО "Белгос", ООО "КСК" было установлено, что объект С.А.И. присоединен с 1989 к сетям ООО "Белгос", с которым С.А.И. состоял в договорных отношениях по электроснабжению с 2006 года.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что ссылка антимонопольного органа на принятие филиалом "Энергосеть" города Белово ООО "КСК" платы за компенсацию затрат на изготовление технических условий, а также необходимых актов, не свидетельствует о безусловной обязанности ООО "КЭК" по заключению договора на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям с С.А.И., а равно по выдаче дубликата технических условий, которые изначально С.А.И. ООО "КЭК" не выдавались.
Суд правомерно указал, что если считать заявление С.А.И. заявкой на увеличение присоединенной мощности энергопринимающего устройства, то оснований для удовлетворения такого заявления у ООО "КЭК" также не было, поскольку объект не являлся вновь введенным, отсутствовали сведения о проведенной реконструкции, об увеличенной мощности, а равно доказательств присоединения энергопринимающего устройства к сетям ООО "КЭК".
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства, сделал обоснованный вывод о том, что с заявкой в ООО "КЭК" по установленной форме на технологическое присоединение в связи с увеличением мощности до 15 кВт С.А.И. не обращался.
Доказательств того, что ООО "КЭК" имеет объекты сетевого хозяйства, расположенные на наименьшем расстоянии от границ объекта С.А.И., Управлением не представлено.
С учетом того, что объект С.А.И. не являлся впервые присоединяемым к электрическим сетям, а имел ранее присоединение; антимонопольным органом не установлено, какой сетевой организацией ранее производилось присоединение, не определены границы балансовой принадлежности и факты передачи присоединенной мощности ООО "КЭК".
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО "КЭК" нарушения антимонопольного законодательства, а также об отсутствии оснований для принятия Управлением решения и предписания от 09.03.2010 по делу N 56/А-10-2009.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств дела, правильно установленных судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.06.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.09.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5049/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации).
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 27 Правил предусмотрено, при изменении условий технологического присоединения по окончании срока действия технических условий сетевая организация вправе выдать заявителю новые технические условия, учитывающие выполнение по ранее выданным техническим условиям мероприятия. В этом случае выдача новых технических условий не влечет за собой недействительность договора при условии согласования сроков выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 января 2011 г. по делу N А27-5049/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании