Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2011 г.
Индивидуальный предприниматель О.В.Н. (далее - предприниматель О. В.Н.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных данных о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:739 - кадастровая стоимость 16 976 195,38 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 2 372,12 руб. за квадратный метр, об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости данные о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:739.
Заявленные требования мотивированы нарушением процедуры определения кадастровой стоимости спорного земельного участка нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктам 5, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения кадастровой оценки земель), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Определением от 25.05.2010 арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену заинтересованного лица: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на его правопреемника Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (далее - Росреестр), Федеральное государственной унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010, заявленные требования предпринимателя О. В.Н. удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции исходили из доказанности ненадлежащего исполнения обязанности по проверке определения кадастровой стоимости земельного участка, указав на отсутствие достаточных и достоверных доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации, в результате чего допущено нарушение прав предпринимателя, связанных с уплатой установленного законом земельного налога.
В кассационной жалобе Управление Росреестра и Росреестр, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов доказательствам по делу, просят указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы считают доказанным материалами дела факт надлежащего исполнения возложенной на них функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ссылаясь на выполнение в полном объеме административных процедур, предусмотренных Правилами проведения кадастровой оценки земель, Административным регламентом. Основываясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, податели жалобы отмечают, что судами при разрешении спора не учтено наличие принятого Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520 об утверждении результатов кадастровой оценки земельного участка. По мнению подателей жалобы, в связи с утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимостью земли, сами по себе оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов предпринимателей, не влекут для них неблагоприятных последствий по уплате земельного налога.
Отзывы на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступили.
ФГУП ФКЦ "Земля" в письме от 26.01.2011 N 1-05/0206, поддержав доводы кассационной жалобы, просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Извещенные надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу заявитель, заинтересованные лица и третье лицо не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, однако это не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, предприниматель О. В.Н. является собственником нежилых помещений, расположенных на земельном участке площадью 7156,55 кв. метров с кадастровым номером 42:24:0401003:739, находящемся по адресу: г. Кемерово, ул. Ишимская, 13.
Из предъявленного искового заявления Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области о взыскании неосновательного обогащения за пользование спорным земельным участком предпринимателю О. В.Н. стало известно, что с 01.01.2009 кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 16 976 195,38 руб., при удельном показателе кадастровой стоимости 2 372,12 руб. за квадратный метр.
Предприниматель О. В.Н. для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:739 заключил договор с оценочной организацией - ООО "Хардвуд", согласно отчету от 15.03.2010 N ОН/80-12-03-2010-2 которой, рыночная стоимость данного земельного участка составила 4 744 000 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости спорного земельного участка относительно его рыночной стоимости, предприниматель, считая результаты государственной кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными оспариваемых действий необходимо наличие одновременно двух условий: это несоответствие таких действий закону и нарушение ими прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующим закону.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Выводы судебных инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401003:739 с последующим её утверждением органом исполнительной власти.
При установленных обстоятельствах, является преждевременным вывод суда об удовлетворении требования предпринимателя об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных предпринимателями требований.
Решение арбитражного суда от 21.07.2010 и постановления апелляционного суда от 12.10.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А27-4459/2010 отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю О.В.Н.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
...
Решение арбитражного суда от 21.07.2010 и постановления апелляционного суда от 12.10.2010 подлежат отмене, как основанные на неправильном применении норм материального права и выводах, несоответствующих обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2011 г. по делу N А27-4459/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4459/10
22.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9195/10
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7395/11
02.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7395/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7395/11
08.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-4459/2010
12.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8086/10
21.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-4459/10