Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 5163/11 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Старый базар" (далее - ООО "Старый базар", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.07.2010 N 62/10/6113-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 03.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ООО "Старый базар" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Старый базар" просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, а также по основанию несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и прекратить производство по делу.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности составлено в отсутствие законного представителя Общества, не уведомленного должным образом о месте и времени его составления. Указывает, что никакого негативного воздействия на окружающую среду не производило, имея при этом разрешение на N 65/2008 от 30.04.2008 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поскольку использовало электрокотел, следовательно, и производить плату за негативное воздействие на окружающую среду не обязано. При этом не отрицая тот факт, что имеются доказательства того, что до марта 2009 года отопление осуществлялось от угольной котельной.
Полагает, что отсутствие конкретной даты возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, повлекло незаконное наложение на Общество административного штрафа. В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, обжалуемое постановление вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 05.03.2010 N 026/10 Управлением в период с 15.03.2010 по 17.03.2010 проведена проверка Общества по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлен факт невнесения заявителем в установленные законодательством сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 и 2009 годы.
По результатам проверки, в присутствии руководителя Общества Б.П.Ф., составлен акт от 17.03.2010 N 026/10, из которого следует, что в 2008-2009 годах Обществом отопление помещений осуществлялось от угольной котельной, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в установленные законодательством сроки не вносилась, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По фактам выявленных нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2010 N 62/10/6113, на основании которого государственным инспектором Алтайского края по охране природы принято постановление от 19.03.2010 N 62/10/6113 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На указанное постановление Алтайским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест.
Решением начальника межрайонного отдела экологического контроля Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 02.04.2010 года N 62/10/6113 протест удовлетворен, постановление о назначении административного наказания от 19.03.2010 года N 62/10/6113 отменено и дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в административный орган.
26.07.2010 главным специалистом межрайонного отдела экологического контроля Управлением принято постановление N 62/10/6113-1, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым Управлением постановлением, ООО "Старый базар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об его оспаривании.
Арбитражные суды, применив положения Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, и исследовав представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обоснованном привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, основанными на фактических обстоятельств дела и действующем законодательстве.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствие которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 года N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дано разьяснение, из которого следует, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Обществом в 2008 году по март 2009 года отопление помещений осуществлялось от угольной котельной. При этом, при наличии разрешение на N 65/2008 от 30.04.2008 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет платы и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду Обществом не производились.
Платежными поручениями от 10.08.2010 года NN 74, 75 Обществом была перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду, то есть с нарушением установленного действующим законодательством срока.
Арбитражные суды, проанализировав вышеуказанные нормы права и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
При этом арбитражный апелляционный суд обоснованно указал, что заявитель не доказал принятие им всех необходимых мер по соблюдению требований природоохранного законодательства и совершение нарушений по независящим от него обстоятельствам.
Нарушений Управлением процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
В связи с вышеизложенным, суд кассационной инстанции отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о том, что постановление о привлечении к административной ответственности составлено в отсутствие законного представителя Общества, не уведомленного должным образом о месте и времени его составления, а также о том, что отсутствие конкретной даты возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, повлекло незаконное наложение на Общество административного штрафа, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Нормы материального и процессуального права применены арбитражными судами правильно.
Всем доказательствам, представленным сторонами, а также доводам, в том числе перечисленным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.09.2010 года Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.11.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10636/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" дано разьяснение, из которого следует, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
...
Арбитражные суды, проанализировав вышеуказанные нормы права и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
...
Нарушений Управлением процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности, судами не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2011 г. по делу N А03-10636/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 5163/11 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9701/10
20.09.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 5163/11
09.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5163/11
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5163/11
08.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5163/11
14.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-10636/2010
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9701/10
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9701/2010