Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 марта 2005 г. N Ф04-1620/2005(9596-А03-23)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с ФГУП Западно-Сибирская железная дорога налоговых санкций в размере 647643 руб., начисленных на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленных срок налоговой декларации.
Судом удовлетворено ходатайство Инспекции о замене ненадлежащего ответчика на основании пункта 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по данному делу является ОАО "Российские железные дороги" г. Москва.
Решением суда от 03.08.2004 (судья К.) заявленные требования удовлетворены в части взыскания 323821,50 руб. штрафа. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2004 (судьи М., Б., С.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций установил правопреемство ОАО "Российские железные дороги" обязанностей по уплате налогов и сборов реорганизованного ФГУП Западно-Сибирская железная дорога, руководствуясь статьей 9.3 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктами 1, 2, 3, 9, 10, 11 статьи 50 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления распоряжения имущества железнодорожного транспорта".
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить судебные акты и принять новое решение об оставлении заявления без рассмотрения. По мнению заявителя жалобы, отсутствуют отношения универсального правопреемства, что подтверждается данными выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) ОАО "Российские железные дороги" от 01.06.2004 N 1583, отсутствия передаточного акта по присоединению юридического лица. ОАО "Российские железные дороги" является самостоятельным юридическим лицом, без отношений универсального правопреемства в отношении организаций федерального железнодорожного транспорта и погашает задолженность указанных организаций по неуплаченным ими суммам начисленных им налогов, сборов, пеней и штрафов.
ОАО "Российские железные дроги" считает, что в нарушение пункта 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как в адрес ОАО "Российские железные дороги" предложение о добровольной уплате суммы налоговой санкции не направлялось.
В нарушение пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате суммы штрафа возложена на правопреемника после завершения реорганизации ФГУП Западно-Сибирская железная дорога.
При наличии нескольких смягчающих обстоятельств сумма штрафа должна была уменьшена судом более чем в два раза.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился.
Отзыв на кассационную жалобу, на момент ее рассмотрения, в суд не поступил.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дорога - обособленного подразделения ФГУП Западно-Сибирская железная дорога МПС России по представленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
В нарушение требований пункта 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация была представлена позднее 28 дней со дня окончания отчетного налогового периода.
За непредствление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации ФГУП Западно-Сибирская железная дорога МПС Российской Федерации привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 647643 руб. - 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации.
Направленное в адрес налогоплательщика требование о добровольной уплате налога не исполнено, что явилось основанием для обращения с данным заявлением в суд.
Факт нарушения срока представления налоговой декларации и сумма налога, подлежащего уплате, не оспаривается.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда обеих инстанций о правомерности взыскания налоговой санкции исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлены организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Согласно статьям 4, 6 данного Федерального закона уставный капитал единого хозяйствующего субъекта сформирован на основании сводного передаточного акта, составленного на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р составлен сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги".
Во исполнение вышеприведенных нормативных актов имущество ФГУП Западно-Сибирская железная дорога вошло в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги". Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ФГУП Западно-Сибирская железная дорога прекратило деятельность в связи с внесением имущественного комплекса в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги". В пунктах 137 и 138 указанного реестра правопреемником ФГУП Западно-Сибирская железная дорога указано ОАО "Российские железные дороги".
Таким образом, правопреемство ОАО "Российские железные дороги" прав и обязанностей ФГУП Западно-Сибирская железная дорога документально установлено, судом апелляционной инстанции данному факту дана правовая оценка и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки установленного факта.
Кассационная инстанция отклоняет доводы заявителя жалобы о нарушении судом требований досудебного урегулирования спора.
Согласно пункту 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Решение о привлечении ФГУП Западно-Сибирская железная дорога к налоговой ответственности принято налоговым органом 29.01.2004. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ФГУП Западно-Сибирская железная дорога зарегистрировано 27.04.2004. ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003. Таким образом, решение о привлечении к налоговой ответственности принято Инспекцией до завершения реорганизации ФГУП Западно-Сибирская железная дорога, следовательно, на правопреемника - ОАО "Российские железные дороги" возлагается обязанность по уплате суммы штрафа, наложенного на реорганизованное ФГУП Западно-Сибирская железная дорога.
Факт направления требования о добровольной уплате штрафа в адрес ФГУП Западно-Сибирская железная дорога установлен судом. Обязанность повторного направления данного требования в адрес правопреемника налоговым законодательством не установлена.
Доводы заявителя жалобы в части необоснованного уменьшения штрафа в двойном размере несостоятельны. В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным за данное налоговое правонарушение.
Судом обеих инстанций учтены смягчающие ответственность обстоятельства и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда об уменьшении
размера штрафа в два раза, по сравнению с размером, установленным Инспекцией.
С учетом изложенного следует, что кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 03.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3810/04-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. N Ф04-1620/2005(9596-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании