Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 июля 2005 г. N Ф04-4266/2005(12807-А46-37)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Максима" (далее - ООО "Максима", Общество), о взыскании налоговых санкций в размере 450 руб.
Требования мотивированы тем, что ООО "Максима" представило декларацию по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004, декларацию по налогу на прибыль за 1 квартал 2004 года, расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004 года, расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года, расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за 1 квартал 2004 года, с нарушением установленного срока, тем самым совершило налоговые правонарушения.
Решением от 12.01.2005 Арбитражного суда Омской области, заявленные требования удовлетворены в части взыскания с Общества штрафа за нарушение налогового законодательства в размере 400 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса заменил Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска на правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, в связи с реорганизацией налоговой инспекции.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Максима" налоговых санкций в размере 50 руб. за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года.
Из материалов дела следует, что ООО "Максима" предоставило 05.05.2004 в налоговую инспекцию декларации за 1 квартал 2004 года по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, расчеты по авансовым платежам за 1 квартал 2004 по единому социальному налогу, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по налогу на имущество за 1 квартал 2004, а также представила бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 1 квартал 2004.
Налоговой инспекцией приняты следующие решения:
- решения от 05.08.2004 NN 08/13613-1, 204 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал 2004, налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004, в виде штрафа в размере 5% от суммы налога подлежащей уплате, на общую сумму 200 руб.;
- решения от 05.08.2004 NN 64, 61, 57, 60 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004, по налогу на имущество за 1 квартал 2004, а также за несвоевременное представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2004, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ, на общую сумму 250 руб.
На основании указанных решений налогоплательщику выставлены требования об уплате суммы штрафа в добровольном порядке, что не было исполнено в установленный в требованиях срок.
Неисполнение Обществом требований об уплате суммы штрафа в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о взыскании с ООО "Максима" налоговых санкций.
Решением суда первой и апелляционной инстанций требования налогового органа удовлетворены в части взыскания с ООО "Максима" штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на прибыль за 1 квартал 2004, налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004, расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2004, по налогу на имущество за 1 квартал 2004, а также за несвоевременное представление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2004 на общую сумму 400 руб.
В удовлетворении требований о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004, суд отказал.
Удовлетворяя заявленные налоговой инспекцией требования в части, Арбитражный суд Омской области исходил из того, что действия Общества, выразившиеся в непредставлении в установленный срок декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подпадают под действие статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку нормы Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации разграничивают расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и декларацию по ним, так как такая декларация соответствует определению налоговая декларация, закрепленному в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя в части решение и постановление Арбитражного суда Омской области, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за совершение налогового правонарушения, объективная сторона которого выражена в несвоевременном представлении либо непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым, периодом.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004 предоставлена в налоговую инспекцию 05.05.2004, то есть по истечении установленного законодательством срока.
Таким образом, на основе анализа указанных выше норм права и установленных обстоятельств дела судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в действиях Общества имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость.
Обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль установлена пунктом 4 статьи 23 и пунктом 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу на прибыль, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Согласно пункту 2 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, днем окончания срока представления декларации за первый квартал 2004 года по налогу на прибыль является 28.04.2004.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 этой же статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Следовательно, Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности за несвоевременное представление в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2004., предусмотренную пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие налоговой декларации дано в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" установлено, что сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
Таким образом, представленный Обществом по окончании 1 полугодия 2004 года расчет авансовых платежей по налогу на имущество Законом не признается декларацией.
Поскольку в статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации прямо указано на наступление ответственности в случае непредставления в срок декларации по налогу, а не расчетов авансовых платежей по соответствующему налогу, налоговая инспекция правомерно квалифицировала правонарушение, совершенное Обществом, по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала.
Таким образом, поскольку Общество не представило в срок до 30.04.2004 бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс за 1 квартал 2004, отчет о прибылях и убытках за 1 квартал 2004), налоговая инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 100 руб. (50 руб. за каждый непредставленный документ).
Налогоплательщики в соответствии с пунктом 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны представить налоговому органу налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, которым на основании статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.
Таким образом, декларация по единому социальному налогу и расчеты по авансовым платежам по названному налогу представляют собой различные документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу относится к таким документам.
Также не являются налоговой декларацией расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемые на основании статьи 24 Закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, налоговой инспекцией правильно квалифицировано налоговое правонарушение налогоплательщика.
С учетом изложенного Арбитражный суд Омской области сделал неправильный вывод о том, что расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является налоговой декларацией, в связи с чем в действиях ответчика отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, декларация по единому социальному налогу и расчеты по авансовым платежам по названному налогу представляют собой различные документы.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции находит возможным отменить ранее принятые судебные акты по данному делу и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьями 289, 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-1498/04 отменить в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Максима" налоговых санкций в размере 50 руб. - отменить. Принять в этой части новое решение.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Максима", зарегистрированного Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости 18.03.2002, расположенного по адресу: 644033 г. Омск, ул. Красный путь, д. 86 в доход бюджета 50 (пятьдесят) руб. 00 коп. - штраф за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2004 года.
В остальной части оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Максима", Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости 18.03.2002, расположенного по адресу: 644033 г. Омск, ул. Красный путь, д. 86 в доход бюджета 1000 (одну тысячу) руб. 00 коп. - государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Омской области. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2005 г. N Ф04-4266/2005(12807-А46-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании