Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 мая 2004 г. N Ф04/2360-312/А75-2004
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" налоговых санкций в сумме 234753 руб.
В обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" несвоевременно сданы налоговые декларации по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу с владельцев транспортных средств, по транспортному налогу, расчеты сборов на нужды образовательных учреждений, на благоустройство территории, на уборку территории, а также бухгалтерская отчетность за 1 полугодие, 9 месяцев и 2002 год, 1 квартал 2003 года. По мнению налогового органа, обществом также не уплачены суммы налога на имущество предприятий за 2002 год, сборы на нужды образовательных учреждений за 2-4 кварталы 2002 года, сборы на благоустройство и уборку территории за 2002 год.
Решением от 19.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа (судья Ч.) с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" взыскано в доход бюджетов 199766 руб. налоговых санкций. Во взыскании 134870 руб. налоговых санкций отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что факты несвоевременного представления ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" в налоговый орган деклараций, а также неуплата налогов ответчиком не оспаривается. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, указанных в статье 109 и 111 Налогового кодекса Российской Федерации и исключающих привлечение лица к налоговой ответственности, либо исключающих вину в совершении налогового правонарушения, не представлено. В связи с этим, привлечение ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" к налоговой ответственности в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления деклараций является правомерным.
Суд признал несоответствующим законодательству привлечение ответчика к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций за 1 полугодие, 9 месяцев 2002 года и 1 квартал 2003 года, т.е. за отчетный, но не налоговый период, по налогам на имущество и на прибыль, сборам на благоустройство и на уборку территорий, транспортного налога за 1 квартал 2003 года.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение в части отказа во взыскании с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" налоговых санкций в размере 134870 руб.
По мнению заявителя, следуя аналогии применения пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, то есть за отчетный период, налоговым органом правомерно применена налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление обществом расчетов по сбору на благоустройство территорий за 1 полугодие 2002, 9 месяцев 2002 года, 1 квартал 2003 года; по сбору за уборку территорий за 1 полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 года, 1 квартал 2003 года.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене судебного акта в части.
Материалами дела установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки по представленным ответчиком 4 и 20 июня 2003 года налоговым декларациям и бухгалтерской отчетности за 2002 год и 1 квартал 2003 года было вынесено решение от 02.07.2003 N 98 о привлечении ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" к налоговой ответственности в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в общей сумме 234753 руб.
В адрес ответчика было направлено требование, которое в установленный законом срок не было исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В судебном заседании нашли свое подтверждение факты несвоевременного представления ответчиком в налоговый орган деклараций, а также неуплата налогов, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о правомерности привлечения ответчика к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления деклараций по налогу на имущество, по налогу на прибыль, сборам на благоустройство территории, на уборку территории, по налогу с владельцев транспортных средств за 2002 год, сбору на нужды образовательных учреждений за 1 полугодие, 9 месяцев 2002 года, за 2002 год, 1 квартал 2003 года (что следует из ст. 4 Закона ХМАО N 57 от 20.06.2001 "О сборе на нужды образовательных учреждений"). Налогоплательщиком в судебное заседание не представлено доказательств, исключающих вину общества в совершении названных налоговых правонарушений, либо исключающих привлечение общества к налоговой ответственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок деклараций по налогу.
Исходя из положений пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налогоплательщик по действующему законодательству (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации) исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Налоговым периодом по налогу на имущество предприятий, по сбору на уборку территории и на благоустройство территории является календарный год. Это следует из статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", Решения Думы г. Лангепаса N 41 от 12.05.2000, и N 39 от 12.05.2000. По итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи. Поскольку действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок расчетов по авансовым платежам, то суд правомерно пришел к выводу о невозможности применения в данном случае ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении названного налога и сборов.
Исходя из положений статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признан календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Из материалов дела усматривается, что общество за 1 квартал 2003 года несвоевременно представило в налоговый орган налоговую декларацию, отвечающую требованиям ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговое правонарушение налоговым органом по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицировано правильно. Неприменение судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации привело к принятию неверного решения в части отказа во взыскании штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2003 года. Это согласно части 2 статьи 288 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в указанной части и принятия нового решения о взыскании с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" названной суммы штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19.03.2003 N 18-O3 "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе", налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по установленной настоящим законом форме. Налоговая декларация представляется по итогам отчетных периодов в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по окончании налогового периода - в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность представлять налоговую декларацию по установленной форме установлена и в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество представило налоговую декларацию по транспортному налогу, которая соответствует установленным требованиям, однако она представлена, по мнению налогового органа, несвоевременно. В связи с чем кассационная инстанция приходит к выводу о неправильном применении судом норм материального права, поэтому состоявшееся по делу решение в этой части подлежит отмене, с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" следует взыскать налоговую санкцию по транспортному налогу за 1 квартал 2003 года в размере 962 рублей.
Согласно статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 19.01.2004 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3113-А/03-341-А/04 в части отказа во взыскании с открытого акционерного общества "Локосовский газоперерабатывающий завод" налоговых санкций за непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2003 года и по транспортному налогу за 1 квартал 2003 года отменить.
Вынести по делу в этой части новое решение. Взыскать с ОАО "Локосовский газоперерабатывающий завод" налоговые санкции в доходы соответствующих бюджетов в сумме 1062 руб. и государственную пошлину в размере 50 рублей.
В остальной части решение суда по делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2004 г. N Ф04/2360-312/А75-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании