Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 мая 2004 г. N Ф04/2928-1199/А27-2004
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - Общество), город Новокузнецк, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании не соответствующим требованиям налогового законодательства Российской Федерации действий (бездействий) Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области (далее - Инспекция), выразившихся в начислении Обществу пени в размере 131 438 078 рублей на образовавшуюся в 2001-2002 годах задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог, и обязании Инспекции уменьшить задолженность общества на соответствующую сумму в данных налогового учета.
Решением от 29.04.2003 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Инспекции по начислению обществу 82 144 441 рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в 2001-2002 годах. Суд обязал Инспекцию уменьшить задолженность общества на указанную сумму.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.03 решение суда от 29.04.03 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Заявитель при новом рассмотрении изменил заявленные требования, просил признать действия Инспекции, выразившиеся в начислении Обществу пени в размере 57 127 535 руб. на образовавшеюся в 2001-2002 году задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог, не соответствующими требованиям налогового законодательства.
Решением арбитражного суда от 16.02.04 (судья П.) заявленные требования удовлетворены частично: действия Инспекции признаны не соответствующими требованиям налогового законодательства Российской Федерации в части начисления Обществу пени в размере 57 127 535 руб. на образовавшуюся в 2001-2002 задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог. Суд пришел к выводу об отсутствии законодательно установленных сроков уплаты налога по пользователей автомобильных дорог, в связи с чем у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления пеней на текущую задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог. В остальной части требований дело производством прекращено.
В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение как принятое с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что арбитражный суд при принятии судебного акта не принял во внимание п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах", п. 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92, приостановление которого на 2001-2002 обусловлено упразднением с 01.01.01 Федерального дорожного фонда Российской Федерации, что не отменяет срока уплаты налогов.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, указал, что законом Кемеровской области сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлены, а действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым был установлен порядок ежемесячного перечисления налога, приостановлено с 01.01.01 по 31.12.02, следовательно, основания для начисления пени за несвоевременную уплату налога отсутствуют.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения арбитражного суда.
Из материалов дела видно, что 26.12.2002 ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" направило в Инспекцию заявление о списании задолженности предприятия по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы в размере 131 438 078 рублей, как незаконно начисленным и не подлежащим взысканию в силу отсутствия нормативных сроков уплаты налога в указанные периоды.
В связи с тем, что Инспекция указанную задолженность из данных своего учета не исключила (не списала), общество обратилось в арбитражный суд. Первоначально в заявлении сумма задолженности по пени обществом указана в размере 131 438 078 руб., в судебном заседании сумма уменьшена до 57 127 535 руб.
Отказывая в заявленном требовании, суд пришел к выводу, что федеральным и региональным законодательством сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный и Территориальный дорожные фонды не установлены, поэтому у налогоплательщика отсутствует обязанность по перечислению данного налога ежемесячно в течение 2001-2002 г.г., и, следовательно, у Инспекции отсутствуют основания для начисления пени.
Поддерживая данный вывод арбитражного суда, кассационная инстанция исходит из следующего:
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и пользования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно названному Порядку, налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Сроки уплаты налога на пользователей автодорог в Территориальный дорожный фонд субъекта РФ Законом Кемеровской области N 8-03 от 27.06.95 "О дорожном фонде Кемеровской области" не установлены.
Следовательно, вывод суда об отсутствии у налогоплательщика в спорный период обязанности ежемесячно уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, является правильным. В связи с этим оснований для ежемесячного начисления пени у налогового органа не имелось.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 16.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3285/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2004 г. N Ф04/2928-1199/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании