Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 марта 2004 г. N Ф04/1430-461/А27-2004
(извлечение)
ООО "Сибэнергоремонт" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию город Новокузнецк в лице Финансового управления города Новокузнецка о взыскании 3 503 314 рублей долга в порядке субсидиарной ответственности.
Решением суда от 26.08.2003 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования город Новокузнецк в лице его Финансового управления в пользу ООО "Сибэнергоремонт" взыскано 3 503 314 рублей долга.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что собственником имущества Комитета ЖКХиБ является муниципальное образование город Новокузнецк. Факт отсутствия денежных средств у основного должника - Комитета ЖКХиБ полностью подтвержден материалами исполнительного производства.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2003 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Финансовое управление города Новокузнецка просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с нарушением судом норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя, в соответствии с Положением о Финансовом управлении города Новокузнецка данное управление является органом государственной власти Кемеровской области, территориальным органом Главного финансового управления Кемеровской области. Как территориальный орган Главного финансового управления Кемеровской области, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета, Финансовое управление города Новокузнецка не может нести ответственность по обязательствам муниципального образования и муниципальных учреждений.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сибэнергоремонт" указало, что муниципальное образование - город Новокузнецк в лице Финансового управления города Новокузнецка, осуществляя функции по составлению и исполнению бюджета города Новокузнецка, не может являться органом государственной власти Кемеровской области, поскольку это противоречит статьям 9, 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 31 Устава города Новокузнецк, просит обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Из материалов дела видно, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.01.2003 по делу N А27-11865/2002-2 с Комитета ЖКХиБ в пользу ООО "Сибэнергоремонт" взыскано 3 503 314 рублей долга за выполненные работы.
Постановлением МПСП N 2 города Новокузнецка от 17.03.2003 возбуждено исполнительное производство по делу.
В связи с отсутствием у должника денежных средств, исполнительное производство прекращено, и исполнительный лист возвращен взыскателю.
Обращаясь с настоящими исковыми требованиями, истец указал, что в силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств у должника, субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести собственник соответствующего имущества.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований истца, арбитражный суд пришел к правильному выводу о взыскании задолженности с Финансового управления города Новокузнецка.
Собственником имущества государственных учреждений выступает Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, а собственником муниципальных учреждений - муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены главные распорядители средств федерального бюджета в качестве лиц, выступающих от имени казны Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета признается определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Основное место в числе главных распорядителей средств федерального бюджета занимают министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие финансирование подведомственных им органов и учреждений.
Пунктом 7 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают специальные финансовые органы.
Как правильно указал арбитражный суд, Финансовое управление города Новокузнецка создано для обслуживания местного бюджета, следовательно, арбитражный суд в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 пункт 12, обоснованно удовлетворил исковые требования, обратив взыскание на средства местного бюджета.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным судом не было допущено нарушений норм материального или процессуального права, оснований для их отмены в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы не принимаются судом кассационной инстанции во внимание, поскольку были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8120/2003-2 следует оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового управления города Новокузнецка - без удовлетворения.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы Финансового управления города Новокузнецка по существу, определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.02.2004 о приостановлении исполнения решения от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2003 подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8120/2003-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов принятые определением суда от 27.02.2004 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2004 г. N Ф04/1430-461/А27-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании