Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 марта 2004 г. N Ф04/1676-137/А67-2004
(извлечение)
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Томского отделения N 8616 обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Томской области о признании недействительным постановления от 01.11.2002 N 36 о списании в бесспорном порядке средств в размере 31 970,58 руб., использованных не по целевому назначению в связи с излишней выплатой компенсационных сумм по вкладам граждан.
В обоснование требований заявитель указывал, что при излишнем начислении и выплате компенсаций не происходило изъятия средств из федерального бюджета и органом казначейства нарушены сроки принятия оспариваемого постановления.
Решением от 17.01.2003 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2003 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2003 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение для полного исследования всех обстоятельств дела.
Решением от 11.09.2003 Арбитражного суда Томской области (судья С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2003 (судьи К., П., Т.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, принятые по его мнению с нарушением норм материального права, и признать оспариваемое постановление казначейства недействительным. Заявитель полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку документально не подтвержден факт нецелевого использования средств, и судом неправильно применены статьи 254, 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Томской области просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки филиала N 8616 Томского отделения Акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации составлен акт от 07.10.2002 и Управлением федерального казначейства Министерства финансов России по Томской области принято оспариваемое постановление о 01.11.2002 N 36 о бесспорном списании средств s сумме 31 970,58 руб., использованных не по целевому назначению.
Во исполнение статьи 130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2002 N 152 "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и Акционерным коммерческим банком Российской Федерации заключено Соглашение от 26.03.2002 N 01-01-06/05-99 о проведении в 2002 году предварительной компенсации вкладов граждан.
По условиям данного Соглашения компенсация вкладов осуществляется в пределах выделенных средств на финансирование расходов по обеспечению неотложных социально-необходимых нужд собственников гарантированных сбережений; средства федерального бюджета для выплат компенсаций перечисляются на корреспондентский счет банка с последующим их направлением по кодам бюджетной классификации; Минфин Российской Федерации в лице территориальных органов федерального казначейства осуществляет контроль в части своевременного перечисления и целевого использования банком выделенных средств федерального бюджета; банк несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и суммы пеней, штрафов, а также суммы средств нецелевого использования перечисляются на счета, открытые управлениями федерального казначейства (пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 4.2).
В ходе проверки органом казначейства выявлено 54 факта начисления и выплаты гражданам по вине работников банка компенсационных выплат в размерах, превышающих установленные законодательством, вследствие чего из федерального бюджета излишне выплачено 31 970,58 руб. Кроме того, при проверке установлено, что неправомерно выплаченные бюджетные средства в этой же сумме восстановлены на специальный счет 60323 "Недостачи, переплаты за счет вкладчиков и контролеров".
Арбитражный суд, проанализировав нормы указанных выше правовых актов, Соглашений между Минфином Российской Федерации и Сбербанком Российской Федерации, а также материалы дела, в том числе выписки из лицевых счетов N 40312, N 40313, N 60323, не принял доводы заявителя о том, что суммы компенсаций гражданам выплачивались первоначально за счет средств Сбербанка Российской Федерации.
Арбитражный суд установил, что данные компенсации выплачивались за счет средств федерального бюджета и восстановление сумм излишне выплаченных компенсаций на счете N 60323 "Расчеты с прочими дебиторами" не означает восстановление средств федерального бюджета на счет по учету доходов федерального бюджета.
В части доводов банка о выплате излишней компенсации в размере 2 505 руб. при отсутствии в спорный период бюджетного финансирования, арбитражным судом установлено, что данная выплата также осуществлена за счет средств федерального бюджета.
Исходя из изложенных обстоятельств, арбитражным судом правомерно отказано в признании недействительным постановления органа казначейства о списании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению.
Фактически доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств дела, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводам банка в части пропуска 10-дневного срока для принятия оспариваемого постановления о бесспорном списании бюджетных средств и выводу арбитражного суда в этой части уже дана оценка кассационной инстанцией в постановлении от 09.07.2003.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 11.09.2003 и постановление от 24.11.2003 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11373/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. N Ф04/1676-137/А67-2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании