Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 июля 2003 г. N Ф04/3117-412/А67-2003
(извлечение)
См. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. N Ф04/1676-137/А67-2004
Акционерный коммерческий Сбербанк Российской Федерации в лице Томского отделения N 8616 обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Томской области о признании недействительным постановления от 01.11.02 N 36 о списании в бесспорном порядке средств в размере 31970,58 руб., использованных не по целевому назначению в связи с излишней выплатой компенсационных сумм по вкладам граждан.
В обоснование требований заявитель указывал, что при излишнем начислении и выплате компенсаций не происходило изъятия средств из федерального бюджета и органом казначейства нарушены сроки принятия оспариваемого постановления.
Решением суда от 17.01.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.03.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и признать оспариваемое постановление казначейства недействительным. Заявитель полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку документально не подтвержден факт нецелевого использования средств, и судом неправильно применены статьи 162, 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление казначейства в отзыве на жалобу указывает о необоснованности доводов банка, просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления суда, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает принятые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки филиала N 8616 Томского отделения Акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации составлен акт от 07.10.02 и Управлением федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Томской области принято оспариваемое постановление от 01.11.02 N 36 о бесспорном списании средств в сумме 31 970,58 руб., использованных не по целевому назначению.
Во исполнение статьи 130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.02 N 152 "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях" между Минфином Российской Федерации и Акционерным коммерческим банком Российской Федерации заключено Соглашение от 26.03.02 N 01-01-06/05-99 о проведении в 2002 году предварительной компенсации вкладов граждан.
В соответствии с условиями данного Соглашения (пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 4.2) компенсация вкладов осуществляется в пределах выделенных средств на финансирование расходов по обеспечению неотложных социально-необходимых нужд собственников гарантированных сбережений; средства федерального бюджета для выплат компенсаций перечисляются на корреспондентский счет банка с последующим их направлением по кодам бюджетной классификации; Минфин Российской Федерации в лице территориальных органов федерального казначейства осуществляет контроль в части своевременного перечисления и целевого использования банком выделенных средств федерального бюджета; банк несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и суммы пеней, штрафов, а также суммы средств нецелевого использования перечисляются на счета, открытые управлениям федерального казначейства.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет помимо наложения штрафа изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что в ходе проверки выявлено 54 факта выплаты компенсаций по вкладам граждан в размерах, превышающих установленные нормативы, в общей сумме 31970,58 руб., что не оспаривается банком.
Судом первой и апелляционной инстанции сделаны правильные выводы, что на основании указанного выше Соглашения от 26.03.02 и статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации Сбербанк Российской Федерации является участником бюджетных правоотношения, с которого могут быть списаны в бесспорном порядке суммы средств, используемых не по целевому назначению; выплата компенсаций (за счет средств федерального бюджета) сверх установленных норм является нецелевым использованием бюджетных средств.
Судом обоснованно не приняты доводы банка о пропуске 10-дневного срока для принятия постановления о бесспорном списании бюджетных средств с момента составления акта проверки, поскольку в статье 285 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрены правовые основания пропуска данного срока и из содержания данной нормы не следует, что пропуск срока является безусловным основанием для признания постановления недействительным. Кроме того, указанная норма регулирует вопросы бесспорного списания средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств, а Соглашением от 26.03.02 такой срок для принятия ненормативного акта о списании средств не предусмотрен.
Вместе с тем, арбитражным судом недостаточно проверены обстоятельства и доводы банка в отношении фактического использования бюджетных средств при излишней выплате компенсаций.
Кассационная инстанция согласна с доводами банка о том, что нецелевое использование бюджетных средств возможно только после получения банком и изъятия таких средств, в связи с чем списание сумм нецелевого использования носит не карательный (штрафной), а восстановительный характер.
В обоснование своей позиции банк ссылался на те обстоятельства, что излишне выплаченные компенсации восстановлены за счет виновных лиц на специальный счет 60323, на котором отражаются денежные средства, полученные банком по недостачам за счет виновных лиц, а выпиской по лицевому счету 40312, на котором находятся полученные из бюджета средства для проведения компенсации, подтверждается, что бюджетные средства списаны и использованы для выплаты компенсаций в размерах, не превышающих установленных норм.
Указанным доводам не дана надлежащая оценка со ссылкой на доказательства по делу, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо дополнительно проверить порядок перечисления бюджетных средств банку и порядок выплаты банком компенсаций с указанием счетов и обоснованием такого порядка; проверить факт списания бюджетных средств со счета их получения в размерах, превышающих установленные нормативы; выяснить наличие расхождений между суммой списанных бюджетных средств и суммой выплаченных компенсаций в пределах норм (на момент выплаты гражданам излишней компенсации, на момент проверки и принятия постановления о списании средств); при необходимости рассмотреть вопрос о проведении между сторонами сверки расчетов по счетам получения и расходования бюджетных средств и в зависимости от этого решить вопрос о правомерности списания суммы нецелевого использования бюджетных средств.
При новом рассмотрении следует также дать оценку доводам банка о выплате в спорный период компенсации в размере 2505 руб. при отсутствии бюджетного финансирования (данная сумма, по утверждению банка, включена в оспариваемую сумму 31970,58 руб.).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1, 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.01.03 и постановление от 17.03.03 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11373/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2003 г. N Ф04/3117-412/А67-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании