Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 26 ноября 2003 г. N Ф04/5948-879/А67-2003
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Трейд-777" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным постановления налогового органа N 10А от 02.09.2002 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением от 05.03.2003 Арбитражного суда Томской области (судья Х.) заявленные требования ООО "Трейд-777" оставлены без удовлетворения.
Суд мотивировал данный вывод тем, что факт совершения ООО "Трейд-777" административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела: протоколом осмотра, актом контрольной закупки, приложениями N 2, N 4 к протоколу осмотра, ценником на реализуемый товар.
Постановлением от 10.07.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области (Судьи Т., М., К.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В обоснование данного вывода суд указал на то, что факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, постановление о привлечении общества вынесено уполномоченным органом, порядок привлечения к ответственности, установленный КоАП Российской Федерации, налоговым органом соблюден.
В кассационной жалобе ООО "Трейд-777" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом первой и апелляционной инстанций не учтено несколько моментов, в частности, иерархичность структуры налоговых органов, подписание протокола неуполномоченным на то лицом.
Кроме этого заявитель, ссылается на то, что акт контрольной закупки, ценник и свидетельские показания не могут быть использованы в качестве доказательств.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, поскольку исходя из требований ст.ст. 27.8; 28.3; 23.50 КоАП РФ должностные лица налогового органа правомерно произвели осмотр мини-магазина; заместитель руководителя ИМНС РФ по ЗАТО Северск правомочен был выносить постановление N 10А; вся алкогольная продукция, находящаяся в объекте торговой сети ООО "Трэйд 777" предназначена для розничной продажи, т. е. оборот напитка "Джин Тоник" осуществлялся; протокол осмотра подписан представителем общества; протокол об административном правонарушении составлен в установленный ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок.
О рассмотрении дела в налоговом органе извещен директор общества.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки в мини-магазине, расположенном в г. Северске по ул. Первомайской, 3, по вопросу соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции была выявлена розничная продажа алкогольной продукции с истекшим сроком годности и имеющая явные признаки недоброкачественности (наличие осадка в виде белых хлопьев).
По результатам проверки 18.07.2002 налоговым органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении N 7-АП от 14.08.2002 и вынесено постановление N 10А от 02.09.2003 о привлечении ООО "Трейд-777" к административной ответственности по пункту 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением ООО "Трейд-777" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", определены участники оборота алкогольной продукции и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 названного закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Исходя из пункта 9 "Правил продажи алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, а так же из пункта 9 "Правил продажи алкогольной продукции на территории ЗАТО г. Северск", утвержденных Решением Собрания народных представителей ЗАТО г. Северск N 51/1 от 13.06.2000 не допускается продажа алкогольной продукции некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с не установленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности).
В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В судебном заседании проверялись доводы общества об отсутствии оборота напитка "Джин-Тоник", хотя сам факт нахождения этого напитка в торговой точке с истекшим сроком годности, не отрицался.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций приняты во внимание доказательства, подтверждающие факт совершения ООО "Трейд-777" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ: протокол осмотра N 82 от 18.07.2002 г.; акт контрольной закупки от 18.07.2002; ценник на реализуемый товар; объяснение продавца Ш.В.С., Ш.Н.А..
Из объяснительной Ш.В.С. следует, что ею не отрицался факт продажи слабоалкогольного напитка "Джин Тоника" с просроченным сроком годности. Протокол осмотра от 18.07.2002 г. ею подписан, возражений не представлено.
Ш.Н.А. в своей объяснительной от 19.07.2002 г. не отрицала факт нахождения в продаже напитка "Джин-Тоник" с истекшим сроком годности.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, при этом возложенные на него функции и полномочия, оно осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы, что следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 254 от 27.02.99 (с учетом внесенных изменений от 03.09.99), пунктов 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783.
Согласно статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16.КоАП РФ.
Исходя из части 1 статьи 27.8, части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа, а осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся в них вещей и документов производится уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении.
В связи с чем, кассационная инстанция не принимает доводы заявителя о том, что должностные лица Инспекции были не вправе производить осмотр принадлежащих обществу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений мини-магазина.
В силу части 2 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Заместитель руководителя Инспекции, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ООО "Трейд-777", в пределах своих полномочий вынес обжалуемое постановление N 10А от 02.09.2002.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ - арбитражным судом произведена оценка представленных налоговым органом и обществом доказательств, на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права. В этой связи, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05.03.2003 первой и постановление от 10.07.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9231/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2003 г. N Ф04/5948-879/А67-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании