Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 января 2007 г. N Ф04-9423/2006(30622-А67-41)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Томскэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании частично недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция) N 62783 по состоянию на 11.04.2006.
Решением арбитражного суда от 13.09.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция просит рассмотреть кассационную жалобу без ее представителя.
По мнению заявителя жалобы, оплата ежемесячных авансовых платежей производилась Обществом несвоевременно, в связи с чем налоговым органом начислены пени.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что решение вынесено в полном соответствии с нормами законодательства и оснований для его отмены не имеется. Просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебный акт оставить без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 27.03.2006 Обществом в налоговый орган представлена декларация по единому социальному налогу за 2005 год с указанием сумм, подлежащих уплате по итогам налогового периода 2005 года, в том числе за последний квартал налогового периода.
Инспекцией в адрес Общества было направлено требование об уплате налога по состоянию на 11.04.2006 N 62783 с указанием на обязанность по уплате пени по единому социальному налогу в размере 16 989 рублей 27 копеек, задолженность предложено добровольно уплатить в срок до 26.04.2006.
Несогласие с указанным требованием налогового органа явилось основанием для обращения Общества с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при уплате налога и сбора с нарушением установленного срока его уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации определяет начисление пени как способ обеспечения налогового обязательства. Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с положениями статей 52-55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом - отчетного) периода на основе налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Под налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые с платежи.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база по ЕСН согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По окончании отчетных периодов налогоплательщики обязаны уплачивать в бюджет разницу между суммой налога, исчисленной с начала налогового периода до окончания соответствующего налогового периода, и суммой уплаченных за тот же отчетный период авансовых платежей по налогу. При этом при исчислении указанной разницы за каждый последующий отчетный период учитывается итоговая сумма предыдущих отчетных периодов, иначе говоря, исчисление производится с нарастающим итогом.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так как исчисленные ежемесячные авансовые платежи используются для определения суммы авансового платежа за отчетный период путем уменьшения на их величину суммы налога, рассчитанной исходя из налоговой базы, они не могут рассматриваться как суммы авансовых платежей по налогу, несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного, по итогам отчетных и налогового периода налогоплательщик в расчете за данный период исчисляет подлежащую уплате сумму ЕСН (авансового платежа), исходя из реальных финансовых результатов его экономической деятельности - на основе налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями статей 53-54 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом сделан правомерный вывод о том, что начисление пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН не может быть признано обоснованным, поскольку не соответствует положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права налогоплательщика, возлагая на него дополнительные обязанности по уплате пеней в бюджет.
Судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда по данному делу, который всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.09.2006 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6485/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2007 г. N Ф04-9423/2006(30622-А67-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании