Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 марта 2007 г. N Ф04-4992/2006(31285-А03-39)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2006 г. N Ф04-4992/2006(25169-А03-8)
Открытое акционерное общество "Алтайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края при участии третьих лиц Администрации Ельцовского района. Комитета администрации Ельцовского района по финансам, налоговой и кредитной политике, Администрации Алтайского края, Комитета администрации Ельцовского района по социальной защите населения о взыскании убытков в сумме 10 670 руб. 75 коп., связанных с предоставлением льгот гражданам в виде 50% скидки по оплате электроэнергии, согласно ст. 10 Федерального закона "О ветеранах".
Исковые требования мотивированы ссылкой на статьи 8, 307, 309, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона "О ветеранах".
Районный Комитет по финансам подтвердил наличие задолженности перед истцом, указал, что расходы на предоставление льгот должны возмещаться за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2004 году средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" району не выделялись.
Администрация Алтайского края ссылалась на исполнение краевого бюджета по дотациям из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований за 2004 год в полном объеме.
Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не согласился, сослался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах", в 2004 году из федерального бюджета не поступало. Указал, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов, краевой Комитет по финансам свои бюджетные обязательства выполнил.
Решением от 25.09.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2006, Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в части 48 185 руб. 60 коп., которые взыскал с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны Алтайского края. Сумма иска уменьшена на сумму НДС.
В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и в удовлетворении требований к Комитету отказать.
Ссылается на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах", из федерального бюджета не поступало. Расходы по оплате услуг электроэнергии, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет за 2004 год по показателю "Дотации районам и городам" исполнен в размере 100%.
Считает, что свои бюджетные обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг электроэнергии, исполнил в полном объеме.
Ссылается на пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в соответствии с которым полагает, что при возложении федеральным законом обязанности на субъект Российской Федерации по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно производиться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
На кассационную жалобу отзывов в установленном законом порядке не поступало.
Представитель Комитета по финансам в судебном заседании кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, истец требует взыскания убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате электрической энергии, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
По материалам дела видно, что в 2004 году на основании Федерального закона "О ветеранах" осуществлял льготной категории населения Ельцовского района Алтайского края подачу электрической энергии с предоставлением льгот по оплате стоимости.
За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи, с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 10 670 руб. 75 коп. убытков.
Истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования с 10 670 руб. 75 коп. до 68 797 руб. 38 коп., в связи с частичной уплате долга.
В подтверждение понесенных расходов и их размера истец представил списки лиц, которым предоставлялись услуги по льготной цене, копии реестров к актам сверки, расчет убытков. Спора по размеру заявленных требований между сторонами не возникло.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Алтайского края, Арбитражный суд Алтайского края исходил из того, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поэтому Арбитражный суд Алтайского края взыскал 48 185 руб. 60 коп. выпадающих доходов с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны субъекта.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Алтайского края неправильно истолковал положения Федерального закона "О ветеранах", не учел, что выделенные из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не в полной мере компенсировали понесенные субъектом Федерации - Алтайским краем расходы.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает решение от 25.09.2006 и постановление апелляционной инстанции 06.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу NN А03-13825/2005-12 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, выделены ли были субъекту Российской Федерации - Алтайскому краю средства из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 06.12.2006 по делу N А03-13825/2005-12 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2007 г. N Ф04-4992/2006(31285-А03-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании