Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 марта 2007 г. N Ф04-1042/2007(31910-А70-29)
(извлечение)
Прокурор Тюменской области обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации г. Тюмени (далее по тексту администрация) при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, (далее по тексту управление) о признании недействующими пункта 2 распоряжения от 28.04.2005 N 2469 "О размещении временных объектов потребительского рынка на территории города" в части утверждения ассортиментной направленности временных объектов потребительского рынка на гостевых улицах г. Тюмени (Приложение N 4), само Приложение N 4, а также абзац 1 пункта 4 Требований к конструктивным особенностям, размещению временных объектов потребительского рынка, содержанию прилегающей к ним территории и праздничному оформлению (Приложение N 3), утвержденных распоряжением от 28.04.2005 N 2469 (в редакции распоряжения администрации г. Тюмени от 15.07.2005 N 174-рк "О внесении изменений и дополнений в распоряжение администрации г. Тюмени от 28.04.2005 N 2469"); подпункта 1.6.2. пункта 1 распоряжения администрации г. Тюмени от 15.07.2005 N 174-рк "О внесении изменений и дополнений в распоряжение администрации г. Тюмени от 28.04.2005 N 2469", как не соответствующих пункту 2 статьи 1, статье 49, пункту 3 статьи 23, статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 4 и 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 N 948-1 (далее по тексту Закон о конкуренции), статье 2, пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" от 29.01.1992 N 65, пункту 4 раздела 1 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пункту 1.3 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" утвержденных постановлением Минздрава Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача от 07.09.2001 N 23.
Решением арбитражного суда от 28.12.2006 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд исходил из того, что распоряжение, регулируя отношения по размещению временных объектов торговли, не устанавливает дополнительных запретов на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, что оспариваемые положения приняты администрацией в пределах и во исполнение полномочий по организации торговой деятельности в г. Тюмени, не ограничивают свобода торговли и не создают дискриминирующие условия для осуществления предпринимательской деятельности в г. Тюмени.
В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшееся по делу решение, полагая, что судом не верно сделан вывод о том, что абзац 1 пункта 4 Приложения N 3 к распоряжению от 28.04.2005 N 2469 (в редакции распоряжения администрации г. Тюмени от 15.07.2005 N 174-рк) и подпункт 1.6.2 пункта 1 распоряжения от 15.07.2005 N 174-рк не соответствуют требованиям закона.
В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу от администрации к началу судебного заседания не поступил.
Представители администрации в судебном заседании отклонили доводы жалобы и просили оставить решение без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддержало доводы жалобы.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Из материалов дела следует, что администрацией 28.04.2005 издано распоряжение N 2469 "О размещении временных объектов потребительского рынка на территории города", пунктом 2 которого утверждены требования к конструктивным особенностям, размещению временных объектов потребительского рынка, содержанию прилегающей к ним территории и праздничному оформлению (Приложение N 3) и ассортиментная направленность временных объектов потребительского рынка на гостевых улицах г. Тюмени (Приложение N 4). Распоряжение от 28.04.2005 N 2469 опубликовано в газете "Тюменский курьер" от 24.12.2005 N 180-181.
Подпунктом 1.6.2 пункта 1 распоряжения администрации г. Тюмени от 15.07.2005 N 174-рк "О внесении изменений и дополнений в распоряжение администрации города Тюмени от 28 04.2005 N 2469" в Приложение N 3 внесены изменения. Распоряжение от 15.07.2005 N 174-рк опубликовано в газете "Тюменский курьер" от 30.07.2005 N 101-102.
Согласно абзацу 1 пункта 4 Приложения N 3 к распоряжению администрации от 28.04.2005 N 2469 (в редакции от 15.07.2005) на улицах Ленина, Мельникайте, Орджоникидзе, Первомайская, Республики в границах, установленных перечнем гостевых улиц г. Тюмени, допускается размещение павильонов для торговли, совмещенных с остановками общественного транспорта и отдельно стоящих, при осуществлении ими работы в рамках ассортиментной направленности, установленной Приложением N 4 к настоящему распоряжению. На иных гостевых улицах, помимо указанных, допускается размещение павильонов для продажи дополнительно пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при условии соблюдения настоящего распоряжения, требований иных нормативных правовых актов.
Приложение N 4 к распоряжению администрации от 28.04.2005 N 2469 устанавливает ассортиментную направленность временных объектов потребительского рынка на гостевых улицах г. Тюмени, а именно: периодическая печать; цветы; сувенирная продукция; мороженое; прохладительные напитки, табачные изделия. При этом допускается комбинирование представленного ассортимента товаров согласно требованиям санитарных норм и правил, товарного соседства.
По мнению прокурора, пункт 2 распоряжения от 28.04.2005 N 2469 в части утверждения ассортиментной направленности временных объектов потребительского рынка на гостевых улицах г. Тюмени (Приложение N 4), а также непосредственно само Приложение N 4, абзац 1 пункта 4 требований к конструктивным особенностям, размещению временных объектов потребительского рынка, содержанию прилегающей к ним территории и праздничному оформлению (Приложение N 3), утвержденные распоряжением администрации от 28.04.2005 N 2469 (в редакции распоряжения администрации от 15.07.2005 N 174-рк), подпункт 1.6.2. пункта 1 распоряжения администрации г. Тюмени от 15.07.2005 N 174-рк "О внесении изменений и дополнений в распоряжение администрации г. Тюмени от 28.04.2005 N 2469" противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы неограниченного круга субъектов предпринимательской и экономической деятельности, создают препятствия для осуществления этой деятельности.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку данный акт принят администрацией в пределах компетенции и во исполнение своих полномочий по организации торговой деятельности в г. Тюмени, не ограничивает свободу торговли и не создает дискриминирующих условий для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. не нарушает указанные в заявлении законодательные и нормативные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом при рассмотрении дела правильно определено, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, устанавливающие порядок объектов рыночной инфраструктуры, рассчитано на неоднократное применение и распространяется на неопределенный крут лиц; принят органом местного самоуправления, опубликован, и в силу положений пункта 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
На основании статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и пункта 1 статьи 37 Устава г. Тюмени исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация г. Тюмени.
В соответствии с пунктом 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, в числе прочего, входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.
Пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" устанавливает, что предприятия и граждане осуществляют торговлю, в том числе с лотков и автомашин в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Следовательно, вопросы установления места осуществления торговли теми или иными видами товаров находятся в ведении органов местного самоуправления, что также не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее по тексту Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ) установлен запрет на потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения), в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок определения органами местного самоуправления мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Статьей 5 Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 354 "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности" установлено, что органы местного самоуправления в Тюменской области в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области: разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в муниципальном образовании; координируют работу субъектов торговой деятельности; осуществляют регулирование планировки и застройки соответствующей территории с учетом рационального размещения торговых объектов; согласовывают открытие торговых объектов, ведут местный торговый реестр; осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах, в том числе делегированные органами государственной власти Тюменской области.
Арбитражный суд обоснованно указал, что установление уполномоченным органом местного самоуправления мест размещения торговых объектов (гостевые улицы г. Тюмени) имеет своей целью оптимальное и равномерное обеспечение населения городского округа услугами торговли; при этом, отсутствуют ограничения на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, из других видов торговых объектов.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение не устанавливает дополнительных запретов на продажу пива, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы прокурора направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты арбитражным судом кассационной инстанции.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.12.2006 по делу N А70-6638/25-2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 марта 2007 г. N Ф04-1042/2007(31910-А70-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании