Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 марта 2007 г. N Ф04-1383/2007(32412-А27-7)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении предпринимателя К. к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 04.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права.
Налоговый орган, основываясь на положениях статьей 2 и пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закон N 171-ФЗ), считает, что предложенный предпринимателем к реализации товар относится к спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции и что в действиях предпринимателя имеется как состав вменяемого административного правонарушения, так и вина в его совершении.
Инспекция обращает внимание на то. что пункт 1 статьи 10.2 Закона N 171-03, содержащий требование о необходимости наличия товарно-транспортной накладной и справки к ней. вступили в действие с 01.01.2006, а ответственность за отсутствие таких сопроводительных документов предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка в отделе по реализации парфюмерии, косметики, галантереи, радиотоваров, на рынке "Социальный" по ул. Сибиряков-Гвардейцев, 277, принадлежащем предпринимателю К., в ходе которой выявлено нарушение пункта 1 статьи 10.2 и статьи 26 Закона N 171-ФЗ. выразившееся в том, что на витрине и в розничной продаже находилась спиртосодержащая продукция: одеколон "Норд-Ост". емк. 100 мл., производитель ОАО Концерн "Калина", объемная доля спирта этилового денатурированного 85% по цене 100 руб. за 1 флакон в количестве 4 флаконов, одеколон "Тройной", емк. 0,5 мл., производитель ЗАО "Новая Заря", содержание спирта этилового денатурированного 75,7% но цене 40 руб. за 1 флакон, в количестве 5 флаконов, на которую не представлены товаротранспортные накладные (далее - ТТН), копии справок разделов А и Б к ТТН и сертификаты соответствия.
По результатам проверки составлен акт от 05.10.2006 N 448, указанная спиртосодержащая продукция изъята протоколом от 05.10.2006 изъятия вещей и документов, а также составлены протоколы показания свидетелей, протокол об административном правонарушении от 11.10.2006 N 853/алк по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция в порядке статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направила в арбитражный суд заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" требования статьи 10.2 этого Закона о необходимости подтверждения легальности оборота спиртосодержащей продукции справками к товарно-транспортным накладным с надлежащим образом заполненными разделами "А" и "Б" не распространяются на реализуемую предпринимателем К. парфюмерно-косметическую продукцию.
Кроме того, арбитражным судом сделан вывод о том, что обязательность наличия ТТН и справок к ТТН возникла после даты 28.01.2006 - после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 о формах справки к ТТН на отечественные этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, и только на продукцию, изготовленную после указанной даты.
Данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном истолковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из содержания статьи 10.2 названного Федерального закона следует, что оборот спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к которым согласно подпункту 3 пункта 1 этой статьи относится справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Реализуемая предпринимателем К. парфюмерно-косметическая продукция относится к спиртосодержащей продукции, на которую в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" распространяется действие данного Закона.
Следовательно, легальность ее производства и оборота согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 10.2 указанного Федерального закона должна подтверждаться справкой, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, предусмотренной для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, в том числе без справки к товаротранспортной накладной.
Таким образом, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод об отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях предпринимателя К. по розничной продаже спиртосодержащей непищевой продукции, произведенных на территории Российской Федерации, без справок к товарно-транспортным накладным с надлежащим образом заполненными разделами "А" и "Б".
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 02.11.1995 N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует считать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.
Согласно п. 3 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ форма справки, прилагаемой к ТТН, и порядок заполнения таких справок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеизложенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждена форма справки к ТТН на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и правила ее заполнения.
Исходя из положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2005 N 736) и того обстоятельства, что постановление Правительства Российской Федерации опубликовано в "Российской газете" N 5П, "Собрание законодательства РФ" N 3 16.01.2006, следует, что данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу и подлежит исполнению с 24.01.2006.
Согласно п.п. 3, 4, 5 Правил заполнения справки к ТТН организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
Исходя из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что обязанность по заполнению данного документа возникает при приобретении спиртосодержащей непищевой продукции у ее производителя либо у лиц, которыми была закуплена, в свою очередь, у производителя, после 24.01.2006, то есть с момента вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.
Вывод арбитражного суда о том, что справка к ТТН должна оформляться только на продукцию, которая была произведена после вступления в законную силу постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 864, судебная коллегия кассационной инстанции признает неправильным, так как он основан на неправильно истолкованных нормах постановления N 864.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорная партия парфюмерно-косметической продукции была приобретена предпринимателем по товарной накладной от 23.05.2006 N РНк-000054 - в период, когда у продавца товара уже возникла обязанность по заполнению документов, подтверждающих легальность оборота, а у предпринимателя, покупающего товар, -право требовать эти документы у продавца.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает необходимым отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в первою инстанцию того же арбитражного суда в ином составе судей.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-15890/2006-5 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2007 г. N Ф04-1383/2007(32412-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании