Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 марта 2007 г. N Ф04-1313/2007(32312-А02-43)(32689-А02-43)
(извлечение)
Текст постановления изготовлен в полном объеме 16 марта 2007 г.
Администрация г. Горно-Алтайска (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту - Управление) о признании недействительным решения комиссии Управления от 04.08.2006 и предписания от 04.08.2006 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключение договоров на перечисление и выплату заработной платы сотрудникам учреждения посредством банковских карт с Горно-Алтайским филиалом открытого акционерного общества Банк "Зенит" без проведения конкурсного отбора или аукциона.
Заявленные требования мотивированы тем, что Администрация не является стороной по банковскому договору, а исполняет свои обязательства перед работником по выплате заработной платы в безналичном порядке.
По мнению Администрации, их деятельность по перечислению денежных средств, причитающихся работнику, осуществляется не как исполнительным органом местного самоуправления, а как юридическим лицом - работодателем.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2006 решение и предписание Управления от 04.08.2006 были признаны незаконными и отменены.
Принимая решение, суд исходил из того, что договорные отношения по оказанию банковским услуг между открытым акционерным обществом Банк "Зенит" и Администрацией по зачислению денежных средств на выплату заработной платы не являются банковскими операциями и антимонопольным органом нарушен порядок привлечения Администрации к ответственности.
При этом суд первой инстанции указал на нарушение открытым акционерным обществом Банк "Зенит" требований статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее по тексту - Закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ), которой запрещена недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2006 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым предписание от 04.08.2006, принятое Управлением в отношении Администрации в части возложения обязанности расторгнуть договор от 15.02.2006 N 024/003, заключенный между открытым акционерным обществом Банк "Зенит" и Муниципальным учреждением "Управление по имуществу и земельным отношениями г. Горно-Алтайска" и договор от 19.01.2006 N 023 003, заключенный между открытым акционерным обществом Банк "Зенит" и Муниципальным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Горно-Алтайска" признано недействительным. В остальной части требований было отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит оставить в силе решение суда первой инстанции от 31.10.2006, постановление апелляционной инстанции от 14.12.2006 в части отказа в удовлетворении требования Администрации об отмене предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в заключение без проведения открытого конкурса договора от 19.01.2006 N 025/003 по обслуживанию сотрудников пластиковыми картами открытого акционерного общества Банк "Зенит", отменить.
Администрация указывает на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права и не дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для дела.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Банк "Зенит" (далее по тексту - ОАО "Банк "Зенит") просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
ОАО Банк "Зенит" полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзывах на кассационные жалобы Управление не признает доводов кассационных жалоб и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в жалобах, отзывах на кассационные жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.12.2005 Мэром г. Горно-Алтайска было издано Распоряжение N 85, предписывающее переход с 01.01.2006 на выдачу заработной платы сотрудникам Администрации, ее управлений и отделов с использованием международных платежных банковских карт, эмитируемых ОАО Банк "Зенит".
Во исполнение указанного распоряжения Администрацией. МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям г. Горно-Алтайска" и МУ "Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Горно-Алтайска" были заключены договоры по обслуживанию пластиковых карт ОАО Банка "Зенит":
от 19.01.2006 N 023/003 между ОАО Банк "Зенит" и Муниципальным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Горно-Алтайска";
от 15.02.2006 N 024/003 между ОАО Банк "Зенит" и Муниципальным учреждением "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска";
от 27.02.2006 N 025/003 между ОАО Банк "Зенит" и Администрацией города Горно-Алтайска.
В адрес Администрации 17.07.2006 Управлением был сделан запрос о предоставлении информации о заключенных договорах на перечисление и выплату заработной платы посредством банковских карт и проведении конкурсного отбора среди кредитных организаций на право заключения указанных договоров.
04.08.2006 уполномоченная комиссия Управления с участием законного представителя Администрации рассмотрела дело о нарушениях антимонопольного законодательства Администрацией.
Признав в действиях Администрации нарушение требований статьи 13 Закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ, Управлением 04.08.2006 было вынесено решение и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно предписанию от 04.08.2006, Администрация должна была провести открытый конкурс по выбору финансовой организации для заключения договоров на перечисление и выплату заработной платы посредством пластиковых карт и по результатам открытого конкурса расторгнуть договоры N 023/003 от 19.01.2006, N 024/003 от 15.02.2006, N 025/003 от 27.02.2006, заключенные с ОАО Банк "Зенит".
Не согласившись с решением и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Согласно статье 12 Закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ органам местного самоуправления запрещается предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.
Порядок осуществления операций с бюджетными средствами регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из содержания статьи 70 Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников и составляют расходную часть бюджетных средств.
Судом апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что денежные средства, перечисляемые в ОАО Банк "Зенит" по договору от 27.02.2006 N 025/003, до их зачисления на специальные карточные счета работников Администрации, либо счета до востребования, являются бюджетными средствами в отношении которых осуществляются финансовые услуги в виде банковских операций по перечислению.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в случае, если учреждение действует в своих интересах в соответствии с целями, предусмотренными в его учредительных документах, порядок расходования денежных средств в данном случае регламентируется статьями 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21.06.2000 N 467.
В данный перечень включены услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских услуг (банковские операции и сделки).
Согласно статье 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, по их банковским счетам.
При оценке условий договора от 27.02.2006 N 025/003, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том. что данный договор содержит условия, характерные для договора банковского счета, что свидетельствует о наличии между Администрацией и ОАО Банк "Зенит" отношений, отвечающим признакам отношений по открытию и обслуживанию счета.
Следовательно, денежные средства, перечисляемые в ОАО Банк "Зенит" Администрацией по договору N 025/003 от 27.02.2006, до их зачисления на специальные карточные счета работников, либо счета до востребования, являются бюджетными средствами в отношении которых осуществляются финансовые услуги в виде банковских операций по перечислению.
В соответствии со статьей 13 Закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Согласно статье 32 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Судом апелляционной инстанции обоснованно признано законным предписание от 04.08.06, выданное Управлением, в части обязывающей Администрацию провести открытый конкурс по выбору финансовой организации по открытию сотрудникам специальных карточных счетов и по результатам конкурса расторгнуть договор с ОАО Банк "Зенит" от 27.02.2006 N 025/ 003.
Предписание Управления в части требования о расторжении договоров с ОАО Банк "Зенит" от 15.02.2006 N 024/003 Муниципальным учреждением "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайск" и от 19.01.2006 N 023/003 Муниципальным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Горно-Алтайск", судом апелляционной инстанции признано обоснованно недействительным, поскольку данные договоры заключены ОАО Банк "Зенит" с иными юридическими лицами, в отношении которых не возбуждаюсь дело о нарушении антимонопольного законодательства, не выносилось решение и не выдавалось предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Доводы Администрации, изложенным в кассационной жалобы о нарушении порядка привлечения к ответственности, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и которым дана правильная юридическая оценка.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки суд кассационной инстанции не имеет в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Алтай от 14.12.2006 по делу N А02-1538/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 г. N Ф04-1313/2007(32312-А02-43)(32689-А02-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании