Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 апреля 2007 г. N Ф04-1836/2007(32977-А27-42)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Прокопьевскэнерго" (далее - ОАО "Прокопьевскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) от 08.08.2006 N 16-11-26/200.
Решением арбитражного суда от 23.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Прокопьевекэнерго", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме.
Общество считает неправомерным вывод суда о включении вознаграждений членам Совета директоров общества выплаченных в 2004 и 2005 годах в налогооблагаемую базу при исчислении единого социального налога по следующим основаниям: между обществом и членами Совета директоров не заключались гражданско-правовые договора на выполнение управленческих функций; выплаты членам Совета директоров не относятся к расходам на оплату труда, поскольку произведены за счет чистой прибыли предприятия за 2004 и 2005 года соответственно; отсутствует вина общества в совершении налогового правонарушения так как общество руководствовалось письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 22.06.2006, от 02.02.2006.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.04.2007 до 09 час. 30 мин.
Кассационная инстанция проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Прокопьевскэнерго", по результатам которой принято решение от 08.08.2006 N 16-11-26/200 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога за 2004 и 2005 годы в виде штрафа в размере 53840, 20 руб., по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в размере 19198, 60 руб. Обществу предложено уплатить доначисленный единый социальный налог в размере 269201 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 95993 руб., а также соответствующие пени.
Решение налогового органа мотивировано тем, что обществом не включены в налоговую базу по единому социальному налогу вознаграждения, выплаченные членам Совета директоров ОАО "Прокопьевскэнерго" по решению руководителя общества в течении 2004 и 2005 годов на основании пункта 3.4. Положения о порядке созыва и проведения заседаний Совета директоров ОАО "Прокопьевскэнерго", пункта 2.1. Положения о выплате членам Совета директоров вознаграждений и компенсаций, утвержденного внеочередным Общим собранием акционеров ОАО "Прокопьевскэнерго", за исполнение членами Совета директоров обязанностей, связанных с осуществлением общего руководства деятельностью общества.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обеих инстанций исходил из того, что отношения между Советом директоров и обществом относятся к гражданско-правовым, в связи, с чем в силу части 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации спорные выплаты подлежат включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу.
В силу пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 64, 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" совет директоров (наблюдательный совет) является одним из органов управления акционерного общества и осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что выплата вознаграждений членам Совета директоров общества была связана с выполнением ими управленческих функций, с осуществлением деятельности, связанной с организацией работы общества. Порядок определения размера вознаграждения членам Совета директоров общества за осуществление общего руководства деятельностью общества определен Положением о выплате членам Совета директоров вознаграждений и компенсаций, утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Прокопьевскэнерго".
С учетом вышеуказанных норм, а также правовой позиции, изложенной в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Совета директоров общества по осуществлению общего руководства ОАО "Прокопьевскэнерго" регулируются нормами гражданского законодательства, а отношения между Советом директоров общества и самим обществом гражданско-правовыми.
В кассационной жалобе ОАО "Прокопьевсэнерго" указывает, что спорные выплаты осуществлялись за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль в 2004 и 2005 годах соответственно, однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данные доводы.
Поскольку данные налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2004 и 2005 годы также не свидетельствуют о вышеуказанном факте, ссылка налогоплательщика на сведения, содержащиеся в декларациях, подлежит отклонению.
Доводы общества о выплате вознаграждений за счет чистой прибыли материалами дела не доказаны. В связи, с чем арбитражным судом сделан правильный вывод о неправомерном уменьшение налоговой базы по единому социальному налогу на сумму выплат членам Совета директоров, выплаченных за выполнение обязанностей по руководству обществом.
Кроме того, согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Выплаты членам Совета директоров общества производились на основании приказов руководителя общества ежемесячно в течение 2004 и 2005 годов.
Согласно статье 10 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу. Исходя из налоговой базы по единому социальному налогу и установленной недоимки, налоговым органом правомерно доначислены обществу страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Доводы общества об исполнении письменных разъяснений налогового органа по вопросу применения налогового законодательства не соответствуют обстоятельствам дела, так как разъяснения, на которые ссылается общество, были опубликованы в 2006 году, после совершения обществом налогового правонарушения в 2004, 2005 годах и не относились непосредственно к деятельности общества.
Арбитражный суд дал полную оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы по данному делу ОАО "Прокопьевскэнерго" обратилось с заявлением о выдаче справки на возврат государственной пошлины в размере 1000 руб., перечисленной по платежному поручению от 17.01.2007 N 38, в связи с оплатой пошлины по ошибочным реквизитам. Учитывая, что налогоплательщик повторно оплатил государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по платежным поручением от 23.01.2007 N 85, заявление ОАО "Прокопьевскэнерго" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 23.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 22.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13718/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ОАО "Прокопьевскэнерго" выдать справку на возврат госпошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей, перечисленной по платежному поручению от 17.01.2007 N 38.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. N Ф04-1836/2007(32977-А27-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании