Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2007 г. N Ф04-2440/2007(33549-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Омскгидропривод" (далее - ОАО "Омскгидропривод") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - инспекция) о признании недействительным постановления N 295 от 22.06.2006 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2007, заявление ОАО "Омскгидропривод" удовлетворено, постановление инспекции N 295 от 22.06.2006 признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом статьей 45, 46, 47, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Инспекция считает, что не нарушила порядок взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией направила ОАО "Омскгидропривод" требования об уплате налогов и пени: N 67407 об уплате по состоянию на 04.05.2006 налога на добавленную стоимость и единого социального налога на сумму 3611721 руб.; требование N 69485 об уплате по состоянию на 24.05.2006 недоимки по налогу на имущество в сумме 627938 руб. и пени в сумме 37703 руб. 24 коп.; требование N 69859 об уплате по состоянию на 01.06.2006 налога на добавленную стоимость в сумме 2398661 руб.; требование N 69886 об уплате по состоянию на 01.06.2006 единого социального налога в сумме 2433532 руб. и пени в сумме 64743 руб. 81 коп.; N 74085 об уплате по состоянию на 09.06.2006 единого социального налога в сумме 2398918 руб. 00 коп. и пени в сумме 64743 руб. 81 коп.; N 67863 об уплате по состоянию на 05.05.2006 единого социального налога в сумме 1861463 руб. и пени в сумме 94128 руб. 67 коп.
В связи с неисполнением указанных требований инспекцией приняты решения о взыскании налогов, сборов и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках N 25946 от 26.05.2006, N 27431 от 21.06.2006, N 27127 от 16.06.2006, N 27491 от 22.06.2006, N 27512 от 22.06.2006.
Поскольку часть сумм была взыскана с расчетных счетов выставленными инкассовыми поручениями, то на взыскание неуплаченных сумм налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика-организации было принято решение N 295 от 22.06.2006 на сумму 9579527 руб. 57 коп. налогов и 196575 руб. 72 коп. пени.
Считая названное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Омскгидропривод" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований заявителя, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений (распоряжений) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно положениям статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. При этом при рассмотрении споров, связанных со взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
На основании статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекция ежемесячно производила начисление пени на авансовые платежи по единому социальному налогу.
Согласно информации о наличии расчетных счетов, представленной налоговым органом, ОАО "Омскгидропривод" имеет 25 расчетных счетов, из них на дату 22.06.2006 было открыто 15 счетов.
Из представленных в материалы дела платежных поручений с отметкой о их постановке в картотеку и ответов на запросы о наличии денежных средств на счетах в банках по состоянию на июня 2006 года, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что по состоянию на 22.06.2006 на счетах в филиале "Омский" ОАО "Альфа-банка" N 40702810900080000695, филиале АБ "Газпромбанка" в городе Омске N 40702810600310000484, Омского отделения N 8634 Сбербанка России N 40702810945000104485, филиале ОАО "Внешторгбанка" в городе Омске N 40702810700400000132, двух счетов в ОАО "Балтинвестбанке" имелась картотека неисполненных платежных поручений.
Между тем, у инспекции отсутствовала информация об отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в филиале "Омский" ОАО "Альфа-банка", в Омском региональном филиале ОАО АКБ "Росбанка". ОАО "Севзапинвестпромбанка", счета в КБ "Итнерглоб", необходимых для погашения оставшейся задолженности по налоговым платежам.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно указал на нарушение инспекцией порядка взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, предусмотренного статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявление ООО "Омскгидропривод", и признал недействительным решение инспекции N 295 от 22.06.2006 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества налогоплательщика.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие названные выводы арбитражного суда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с инспекции в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9855/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф04-2440/2007(33549-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании