Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 апреля 2007 г. N Ф04-1606/2007(32664-А75-24)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Мамонтовнефтепромстрой" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к администрации муниципального образования город Пыть-Ях (далее администрация), территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - ТУ ФАУФИ по ХМАО) о признании права собственности на объекты незавершенного строительства: склад инертных материалов, административно-бытовой корпус, пилорама, цех железобетонных изделий, торговый склад цемента, бетонно-растворный узел, оздоровительный комплекс, автоматизированный склад цемента, расположенные на производственной базе стройиндустрии в промзоне станции Таежная.
Исковые требования мотивированы тем, что незавершённые строительством объекты были переданы истцу в процессе приватизации по акту от 25.12.92.
ТУ ФАУФИ по ХМАО обратилось со встречным иском о признании права федеральной собственности на указанные объекты. Считает, что имущество не вошло в уставный капитал общества и осталось в федеральной собственности.
Решением от 25.12.2006 (судья К.) в удовлетворении иска ОАО "Мамонтовнефтепромстрой" отказано. Суд посчитал, что у истца отсутствует право на обращение с настоящим иском, поскольку сделки, на основании которых имущество передано третьему лицу, не оспорены.
В удовлетворении встречного иска ТУ ФАУФИ по ХМАО судом первой инстанции отказано, так как не представлены доказательства права федеральной собственности на спорные объекты.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
С принятым судебным актом не согласен истец ОАО "Мамонтовнефтепромстрой", в кассационной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Заявитель считает, что судом не дана надлежащая оценка доказательствам и доводам истца, не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения, данного дела. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" спорные объекты вошли в уставный капитал общества. На момент приватизации объекты не являлись объектами незавершенного строительства, а представляли собой лишь затраты на строительство, следовательно в план приватизации указанное имущество вошло как запасы и затраты.
В отзыве на кассационную жалобу главное управление Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам указывает на отсутствие документов, подтверждающих возникновение права собственности у ОАО "Мамонтовнефтепромстрой".
Представители заявителя доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержали. Пояснили, что объекты незавершённого строительства были учтены в плане приватизации.
Представитель ООО "Северная транспортная компания" с доводами кассационной жалобы согласен.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в результате реорганизации государственного предприятия трест "Мамонтовнефтепромстрой" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" ОАО "Мамонтовнефтепромстрой". В декабре 1992 года, то есть в период оформления приватизационных документов, по акту передачи незавершенного строительства объект "Производственная база стройиндустрии в промзоне станции Таёжная" был передан от НГДУ "Мамонотовнефть" тресту "Мамонтовнефтепромстрой".
Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.92 государственного предприятия Трест "Мамонтовнефтепромстрой" в план приватизации вошли запасы и затраты в размере 56580 тысяч рублей.
Кроме того, в соответствии с приложением 1 к распоряжению главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 18.05.93 N 118 "О юридическом закреплении прав на земельный участок о выдаче нового государственного акта" тресту "Мамонтовнефтепромстрой" передан земельный участок под строительство базы УПТК станции Таежная.
Доказательств, опровергающих доводы ОАО "Мамонтовнефтепромстрой" о включении стоимости указанного имущества в план приватизации, материалы дела не содержат.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации. В план приватизации подлежало включению всё имущество предприятия, находящееся у него на балансе, за исключением имущества, не подлежащего приватизации.
Таким образом, план приватизации является правоустанавливающим документом и служит доказательством возникновения права собственности ОАО "Мамонтовнефтепромстрой" на объекты незавершенного строительства: склад инертных материалов, административно-бытовой корпус, пилорама, цех железобетонных изделий, торговый склад цемента, бетонно-растворный узел, оздоровительный комплекс, автоматизированный склад цемента, расположенные на производственной базе стройиндустрии в промзоне станции Таежная.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании права собственности ОАО "Мамонтовнефтепромстрой" на указанные объекты подлежали удовлетворению на основании статей 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Тем более, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств нахождения спорного имущества в федеральной собственности.
Поскольку арбитражным судом первой инстанции полно исследованы материалы дела, но не применены вышеуказанные нормы материального права, суд кассационной инстанции находит возможным без направления дела на новое рассмотрение принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7504/2006 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать право собственности ОАО "Мамонтовнефтепромстрой" на объекты незавершенного строительства: склад инертных материалов, административно-бытовой корпус, пилорама, цех железобетонных изделий, торговый склад цемента, бетонно-растворный узел, оздоровительный комплекс, автоматизированный склад цемента, расположенные на производственной базе стройиндустрии в промзоне станции Таежная.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2007 г. N Ф04-1606/2007(32664-А75-24)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании