Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 июня 2007 г. N Ф04-3803/2007(35131-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", общество), город Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 15229 от 27.07.2006, которым отказано в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу предложено уплатить налог на прибыль в Федеральный бюджет в размере 36800 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 99078 рублей, всего в размере 135878 рублей, а также ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в Федеральный бюджет в размере 36800 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 99078 рублей, всего в размере 135878 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ОАО "Теплоэнерго" правомерно, в соответствии со статьями 39, 41, 252, 264, 270 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" от 03.04.1996 года N 28-ФЗ, статьей 2 Закона Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", исключило из состава расходов затраты по формированию целевых средств для реализации областной программы энергосбережения, кроме того данное обстоятельство, не доказывается вновь, так как установлено вступившим в законную силу решением от 12.10.2006 арбитражного суда по ранее рассмотренному делу А27-13669/2006-6.
Решением от 20.12.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным постановлением от 22.02.2007 апелляционной инстанции без изменения, заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод преюдициальностью решения по делу N А27-13669/2006-6, в соответствии с которым, установлено, что полученные от потребителей в составе платы за электрическую энергию средства в виде 1 процента и перечисленные на счет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" не являются доходами ОАО "Теплоэнерго" и не должны учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Суд так же указал на недоказанность налоговым органом обязанности производить указанные отчисления (целевые средства) из прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Считает, что энергоснабжающие организации в предъявляемых потребителям документах на оплату отпущенной энергии (счета-фактуры) должны указывать сумму отчислений отдельно от всей суммы, подлежащей оплате за полученную потребителями энергию. Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны собираться и перечисляться на специальный (отдельный) счет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения". Кроме того, отмечает, что согласно пункту 16 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, при определении налоговой базы не учитываются. Таким образом, обществом необоснованно завышена сумма расходов. уменьшающих сумму доходов на 566157 рублей 90 копеек и соответственно, занижен авансовый платеж по налогу на прибыль на 135878 рублей.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Теплоэнерго" просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку указанные в жалобе доводы были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, в связи с чем оснований для переоценки этих доводов нет.
Заслушав в судебном заседании представителей сторон, поддержавших свои доводы, по судебным актам, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенной камеральной налоговой проверки ОАО "Теплоэнерго", на основе налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2006 года, налоговым органом выявлено, что ОАО "Теплоэнерго" необоснованно завышена сумма расходов, уменьшающих сумму доходов и соответственно занижен авансовый платеж по налогу на прибыль.
По результатам налоговой проверки налоговым органом принято решение N 15229 от 27.07.2006 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением обществу предложено уплатить налог на прибыль в Федеральный бюджет в размере 36800 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 99078 рублей, всего в размере 135878 рублей, а также ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в Федеральный бюджет в размере 36800 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 99078 рублей, всего в размере 135878 рублей.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом налогового органа, ОАО "Теплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда и постановление суда апелляционной инстанции по делу без изменения, исходит из положений пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и проверяет законность судебных актов по делу исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и следующих норм права.
Так, согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим условиям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 13 Федерального закона N 28-ФЗ от 03.04.1996 "Об энергосбережении", финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области N 78-ОЗ от 09.12.1999 "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" установлено, что источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Согласно Закону Кемеровской области N 9-ОЗ от 14.01.1999 "Об энергосбережении на территории Кемеровской области", все средства, собираемые на осуществление областных программ по энергосбережению, являются целевыми и аккумулируются на специальном счете.
Порядок формирования целевых средств регламентирован Положением о порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения, утвержденным распоряжением Администрации Кемеровской области N 97-р от 15.02.2002, согласно которому целевые средства формируются за счет отчислений, включаемых в структуру тарифов на электрическую и (или) тепловую энергию, отпускаемую на потребительский рынок, и перечисляемых производителями энергии на специальный (отдельный) счет.
Пунктом 3.2 указанного Положения установлено, что размер отчислений составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии. Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны собираться и перечисляться на специальный (отдельный) счет ГУ "Кузбасский центр энергоснабжения" каждый месяц, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 3.4).
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции исходя из экономической обоснованности и документального подтверждения расходов, произведенных обществом вследствие законодательно предусмотренной обязанности по перечислению в фонд энергоснабжения 1 процента отчислений от стоимости отпущенной на потребительский рынок теплоэнергии, учитывая, что изложенные обстоятельства подтверждены вступившими в законную силу судебными актами (решение от 12.10.2006 и постановление от 18.12.2006) по делу N А27-13669/2006-6, исходя из положений пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришли к выводу о законности отнесения налогоплательщиком на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, суммы отчислений в фонд энергосбережения на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доначисление налоговым органом налога на прибыль в общей сумме 135878 рублей, ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в общей сумме 135878 рублей обоснованно признано неправомерным.
Довод налогового органа о том, что отчисления ОАО "Теплоэнерго в счет формирования целевых средств для реализации программы энергоснабжения должны производится из прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения, в связи с чем, обществом необоснованно завышена сумма расходов, уменьшающих сумму доходов, судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный.
Более того, кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как фактически уплаченные и отраженные в составе расходов, уменьшающих облагаемую прибыль отчисления в фонд энергосбережения, были включены обществом и в состав доходов по налогу на прибыль.
Кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебный актов по делу и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.12.2006 и постановление от 22.02.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16516/2006-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. N Ф04-3803/2007(35131-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании