Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 июля 2007 г. N Ф04-4414/2007(35769-А03-19)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным постановления от 22.12.2006 N 153 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 30.01.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Олимп", ссылаясь на отсутствии у налоговых органов полномочий на принятие постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования,
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые ООО "Олимп" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной инспекцией проверкой установлено, что в принадлежащем ООО "Олимп" магазине "Гермес", расположенном по адресу: ул. Коммунистическая, 18, с. Поспелиха, Поспелихинского района Алтайского края осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с нарушением статьи 10.2 и части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проверки налоговым органом составлены акт проверки N 355, протокол N 153 от 14.12.2006 об административном правонарушении и вынесено постановление N 153 от 22.12.2006 о привлечении ООО "Олимп" к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, примененного в соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Олимп" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Исходя из смысла и содержания Положения "О Федеральной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим наряду с функциями по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Статья 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии у налоговых органов полномочий по осуществлению контроля за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-279/2007-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Частью 3 ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество считает, что постановление о привлечении его к ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ подлежит отмене, т.к. налоговые органы не уполномочены осуществлять контроль за соблюдением правил розничной алкогольной продукции и не вправе составлять протоколы об административных правонарушения, предусмотренных данной нормой.
Суд счел, что оснований для признания оспариваемого постановления недействительным нет.
Согласно ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл.23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляет специально уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти в пределах компетенции.
Из Положения "О Федеральной налоговой службе РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506) следует, что налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функцию по контролю за оборотом алкогольной продукции.
Согласно п.16 ст.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукцией понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
Поэтому налоговый орган вправе осуществлять контроль за соблюдением правил розничной продажи алкогольной продукции и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2007 г. N Ф04-4414/2007(35769-А03-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании