Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 июля 2007 г. N Ф04-3818/2007(35261-А81-32)
(извлечение)
Полный текст постановления изготовлен 4 июля 2007 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Надыму ЯНАО (далее по тексту Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Велис" (далее по тексту ООО "Велис") к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 12.01.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2007 решение суда отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению инспекции, судом апелляционной инстанции неправомерно сделан вывод о нарушении налоговым органом порядка привлечения к административной ответственности.
Отзыва в материалы дела не представлено.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом апелляционной инстанции, изучив доводы, изложенные в жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекцией 13.11.2006 проведена проверка соблюдения порядка реализации алкогольной продукции в кафе "Камелот", расположенном по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Зверева, д. 3/2, принадлежащем ООО "Beлис", в ходе которой установлено, что в нарушение пунктов 12, 139 "Правил продажи алкогольной продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров", с учетом изменений и дополнений (далее по тексту - Правила), в данной торговой точке осуществлена реализация алкогольной продукции без наличия сертификата соответствия, удостоверения о качестве, справки к грузовой таможенной декларации.
По результатам проверки Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 000556 от 15.11.2006.
На основании данного протокола Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Велис" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд кассационной инстанции исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
Согласно положениям статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения лица к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения либо его изменении.
Согласно частям 3-5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что нарушение административным органом требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Инспекцией нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем, Инспекции правомерно отказано в удовлетворении требований.
По настоящему делу нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 21.03.2007 суда апелляционной инстанции по делу N А81-5172/2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму ЯНАО - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч.4 ст.28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Общество считает, что решение о привлечении его к ответственности по ст.14.16 КоАП РФ подлежит отмене, т.к. при составлении административного протокола налоговым органом были нарушены требования ст.28.2 КоАП.
Суд первой инстанции удовлетворил требования налогового органа и привлек общество к административной ответственности. Суды апелляционной и кассационной инстанции с решением нижестоящего суда не согласились, отказав в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с ч.ч.3,5 ст.28.2 КоАП РФ при составлении административного протокола законному представителю организации разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Административный протокол подписывается законным представителем организации, в отношении которой он составлен.
Из п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 следует, что нарушение административным органом требований ст.28.2 КоАП РФ может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа. В п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 следует, что нарушение административным органом при производстве по делу требований КоАП РФ является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.
В ходе проверки соблюдения обществом порядка реализации алкогольной продукции налоговый орган выявил факт реализации алкогольной продукции без сертификата соответствия, удостоверения о качестве и справки к ГТД. По результатам проверки был составлен административный протокол. При этом налоговым органом были нарушены требования ч.ч.3-5 ст.28.2 КоАП РФ, т.е. порядок привлечения к административной ответственности соблюден не был.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2007 г. N Ф04-3818/2007(35261-А81-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании