Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 июля 2007 г. N Ф04-5163/2007(36809-А70-6)
(извлечение)
Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - Предприятие) о взыскании 829544 руб. нецелевым образом использованных средств обязательного социального страхования.
Решением арбитражного суда от 19.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано Арбитражный суд исходил из того, что законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства, путем предоставления страховщику права не принимать их к зачету.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права, ущерб подлежит возмещению в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Учреждением в ходе выездной проверки Предприятия за период с июля 2005 года по июль 2006 года установлено, что Предприятие не подтвердило документально использование по целевому назначению путёвок в детские лагеря, приобретенные за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Общая стоимость путёвок составила 829544 руб. По результатам проверки составлен акт N 1513 от 05.10.2006, на основании которого в адрес Предприятия направлена претензия N 20 о перечислении в срок до 29.10.2006 указанной суммы.
Не перечисление в добровольном порядке указанной суммы послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд.
Арбитражный суд, отказав Учреждению в удовлетворении заявленного требования, принял по существу правильное решение.
При разрешении спора арбитражный суд руководствовался статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об обязательном социальном страховании" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ). Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309. Положением о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Методическими указаниями, утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24. статьями 235, 236, 247 Налогового кодекса Российской Федерации.
В качестве правового основания заявленного требования Учреждение также ссылалось на подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, Положения и Методические рекомендации, указанные выше.
Таким образом, требования истца связаны с законодательством, регулирующим деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации, порядок расходования средств государственного социального страхования. Субъектами указанных правоотношений с одной стороны является страхователь, с другой -страховщик.
Статьей 11 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. В пункте 18 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, содержится аналогичная норма.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24, по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) фонда принимает: - решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования; - решение о непринятии расходов произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования; - решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-работодателем, уплачивающим страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности; - решение о направлении уведомления о наличии задолженности по стразовым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель установил специальный механизм возмещения расходов по государственному социальному страхованию, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, путём предоставления страховщику права не принимать их к зачету. При этом полномочия Фонда не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства о государственном социальном страховании, основаны на специальном порядке исполнения страховщиком своих обязательств перед застрахованными лицами при наступлении страхового случая, когда страхователем выступает лицо, являющееся плательщиком единого социального налога.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что Предприятие является плательщиком единого социального налога. Следовательно, на него должны распространяться указанный Закон, Положение и Методические рекомендации.
Полномочия Учреждения, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, либо не подтвержденных документами в установленном порядке, заключаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
На основании решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, отделение (филиал отделения) Фонда предлагает страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы расходов не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда и представления в налоговый орган уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу. Решения отделения (филиала отделения) Фонда, принятые по результатам проверок, являются обязательными для исполнения страхователями и служат основанием для вынесения ими соответствующих изменения в бухгалтерский учет и отчетность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении плательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Арбитражный суд правомерно исходил из того, что при неисполнении страхователем решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно: путём взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой Фондом к зачету по страховым взносам.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым арбитражный суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку, в том числе пунктам 2 и 3 жалобы.
Ссылки Учреждения в кассационной жалобе на статью 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимаются, поскольку они в качестве правового основания иска не заявлялись.
Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждение не представило доказательств обоснованности заявленного требования и наличие ущерба.
Всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон арбитражный суд первой и апелляционной инстанций дал надлежащую оценку.
Оснований для переоценки доказательств у арбитражного суда кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2007 по делу N А70-9759/8-2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2007 г. N Ф04-5163/2007(36809-А70-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании