Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 августа 2007 г. N Ф04-5399/2007(36991-А03-19)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Барнаульский аппаратурно-механический завода" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 23.06.2006 N 1246 и обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 2005439 руб.
Решением от 28.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые инспекцией судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции С. поддержала доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц за период с 06.08.2002 по 14.12.2004, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ за 2001-2003 годы инспекцией составлен акт от 15.01.2005 и принято решение N РА-19-11 от 30.03.2005 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2005 по делу N А03-4578/05-3, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2006, указанное решение налогового органа признано недействительным.
Общество в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 2005439 руб.
Письмом от 23.06.2006 N 1246 инспекция отказала обществу в возврате переплаты со ссылкой на то, что решение инспекции N РП-19-11 от 30.05.2005, на основании которого налогоплательщик сделал вывод о наличии у него переплаты по указанному налогу, отменено решением Арбитражного суда Алтайского края.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о понуждении инспекции осуществить возврат излишне уплаченного налога.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт переплаты обществом налога на доходы физических лиц в сумме 2005439 руб. установлен вступившими в силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.06.2005 по делу N А03-4578/05-3, постановлением апелляционной инстанции от 19.10.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.02.2006, а также подтверждены платежными документами.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Из смысла этой статьи следует, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3). Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено названным Кодексом (пункт 9).
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога и пени не установлен.
Вывод арбитражного суда о том, что пропуск срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченных сумм налогов и пени, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, и правоприменительной практикой Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу статей 21 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявление о возврате излишне уплаченного налога подано обществом в суд до истечения названного срока.
Поскольку инспекция не представила достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у общества недоимки по налогам, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод о необходимости возврата из бюджета оспариваемой налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц.
Согласно статьям 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункту 12 пункта 1 статьи 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит взысканию в доход Федерального бюджета с инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 28.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13001/2006-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать в доход Федерального бюджета с инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Барнаула государственную пошлину за рассмотрении кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 августа 2007 г. N Ф04-5399/2007(36991-А03-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании