Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 августа 2007 г. N Ф04-5626/2007(37369-А03-12)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Производственный жилищно-эксплуатационный трест N 1" (далее - МУП "ПЖЭТ N 1") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об уменьшении исполнительского сбора до 0,1%, взысканного постановлением от 09.04.2007 N 8313 судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела службы судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю К.
В обоснование заявленных требований МУП "ПЖЭТ N 1" сослалось на то, что судебный пристав-исполнитель не учел обстоятельства, вследствие которых должник не смог добровольно погасить долг, чем нарушил положения пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П.
К участию в деле привлечен взыскатель - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула.
Решением от 16.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично. Посчитав исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы установленным без учета степени вины должника, суд его уменьшил до 3%, что составляет 177988 руб. 62 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В поданной на упомянутое решение суда кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела службы судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю К. просит его отменить. Заявитель полагает, что у суда не имелось оснований для уменьшения исполнительского сбора, поскольку отсутствовали уважительные причины неисполнения должником исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения. Кроме того, суд, по мнению заявителя жалобы, не указал, по каким основаниям снизил размер исполнительского сбора.
Отзывы на кассационную жалобу участвующие в деле лица не представили.
МУП "ПЖЭТ N 1", судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела службы судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю К., межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его, не подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно материалам дела судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела службы судебных приставов г. Барнаула по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников - юридических лиц К. на основании постановления Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула от 19.02.2007 о взыскании с МУП "ПЖЭТ N 1" задолженности по налогам и сборам в сумме 5932954 руб. 10 коп. возбудила исполнительное производство N 8313/395/34/2007 (постановление от 26.02.2007).
Одновременно судебный пристав-исполнитель предложила должнику добровольно исполнить исполнительный документ, установив срок для добровольного исполнения в течение 5 дней с момента получения данного постановления.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок исполнительный документ должником исполнен не был, судебный пристав-исполнитель вынесла постановление от 09.04.2007 N 8313 о взыскании с него исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, что составляет 415306 руб. 79 коп.
Посчитав, что взыскание исполнительского сбора в указанном размере неправомерно, МУП "ПЖЭТ N 1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П предусмотренный статьей 81 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 2 названного Постановления исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из пункта 4 Постановления следует, что данный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Таким образом, имущественное положение должника может служить основанием для уменьшения суммы исполнительского сбора.
Оценив представленные МУП "ПЖЭТ N 1" бухгалтерские документы, свидетельствующие о тяжелом имущественном положении должника, а также приняв во внимание большую задолженность должника перед кредиторами, суд посчитал имущественное положение должника не позволившим ему в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить исполнительный документ.
Названные обстоятельства послужили основанием для уменьшения судом размера исполнительского сбора.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение 16.05.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3516/07-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2007 г. N Ф04-5626/2007(37369-А03-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании