Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 ноября 2007 г. N Ф04-7655/2007(39814-А75-26)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоРеалСервис" (далее - ООО "АвтоРеалСервис", общество), город Пыть-Ях, обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 12/06 от 07.02.2007, в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15 000 рублей и в части начисления и предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в размере 5 197 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган необоснованно привлек ООО "АвтоРеалСервис" к налоговой ответственности ввиду отсутствия события и состава налогового правонарушения и необоснованно начислил пени по налогу, так как расчет пени был составлен с момента начисления заработной платы, а не с момента выплаты на лицевые счета работников.
Решением от 20.06.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным решение N 12/06 от 07.02.2007 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15 000 рублей и в части начисления и предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в размере 5 197 рублей.
Суд мотивировал данный вывод тем, что решение налогового органа в оспариваемой части не соответствует положениям статей 75, 106, 109, пункта 2 статьи 120, пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации. В действиях общества отсутствуют события налогового правонарушения, ответственность за которые установлена пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем суд пришел к выводу, что решение налогового органа в оспариваемой части нарушает права и законные интересы ООО "АвтоРеалСервис".
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 20.06.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что судом неверно применены нормы пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации. Отмечает, что в соответствии со статьями 2, 4, 9, 10, 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ ООО "АвтоРеалСервис" обязано составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "АвтоРеалСервис" в суд не представлен.
Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего свои доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении состоявшего по делу судебного акта без изменения.
Материалами дела установлено, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ООО "АвтоРеалСервис" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов за период с 20.08.2004 по 31.12.2005.
Результаты проверки отражены в акте N 100 от 17.11.2006, на основании которого принято решение N 12/06 от 07.02.2007.
Данным решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета в виде штрафа в размере 15 000 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого налога на вмененный доход в размере 218 рублей; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц в размере 122 рублей; по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в срок годового бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в виде штрафа в размере 200 рублей.
ООО "АвтоРеалСервис" было предложено уплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2005 год в размере 611 рублей, по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2004 года в размере 544 рублей, по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года в размере 544 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2005 год в размере 312 рублей, всего в размере 1 400 рублей, а также пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2004 года в размере 187 рублей, единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2004 года в размере 166 рублей, налога на доходы физических лиц за 2005 год в размере 47 352 рублей, не исчисленного налога на доходы физических лиц за 2005 год в размере 45 рублей, всего в размере 47 750 рублей.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом налогового органа в части, ООО "АвтоРеалСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения, состоявшееся по делу судебное решение, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации понимается: отсутствие первичных документов; отсутствие счетов-фактур; отсутствие регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Исследовав в полном объеме доводы сторон и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции установил, что основанием для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации послужил вывод налогового органа об отсутствии первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета за 2004-2005 годы, в частности, сводов начисления заработной платы за 2005 год; лицевых счетов работников за 2005 год; журналов-ордеров за 2004-2005 годы; оборотно-сальдовых ведомостей за 2004-2005 годы; главной книги за 2004 год.
Судом было также установлено, что первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета за 2004-2005 годы представлялись обществом в налоговый орган 18.07.2006. Это подтверждается отметкой на сопроводительном письме N 93 от 18.07.2006. Данные обстоятельства судом первой инстанции исследованы в полном объеме, доказательств обратного налоговый орган в суд не представил.
В этой связи, кассационная инстанция считает правомерным признание судом первой инстанции недействительным решения налогового органа N 12/06 от 07.02.2007 в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о правомерности привлечения общества к налоговой ответственности, в связи с непредставлением налогоплательщиком первичных документов в налоговый орган, судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный.
В части, касающейся своевременности перечисления налоговым агентом сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за 2005 год (далее - НДФЛ) (с сумм заработной платы работников, начисленной за август-декабрь 2005 года в общей сумме 384 611 рублей) суд принял правильное решение, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, в том числе НДФЛ.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган при определении начальной даты периода просрочки необоснованно принимал первое число месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы, в связи с этим начисление пени произведено им неправомерно.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы о вынесении нового решения по делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.06.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-2652/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.6 ст.226 НК РФ организации и предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
По мнению организации, начисление пени за несвоевременную уплату НДФЛ необоснованно, так как расчет пени был составлен с момента начисления заработной платы, а не с момента выплаты на лицевые счета работников.
Как установил суд, при исчислении пени за просрочку уплаты НДФЛ налоговый орган исчислял начальную дату периода просрочки как первое число месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы.
Согласно п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
При этом суд указал, что начисление пени за просрочку уплаты НДФЛ не может производиться ранее, чем у организации истечет установленный НК РФ срок для его уплаты.
Таким образом, начисление налогоплательщику пени за просрочку уплаты НДФЛ с первого числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы, признано судом неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2007 г. N Ф04-7655/2007(39814-А75-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании