Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 ноября 2007 г. N Ф04-7727/2007(39931-А67-7)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ООО "Терминал", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 17.07.2007 N 1512/31-П о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 02.08.2007 Арбитражного суда Томской области заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права.
По мнению инспекции, платежный терминал, используемый обществом, относится к программно-техническому комплексу, который не соответствует требованиям статьи 1, пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3, статьи 4 и 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ), а, следовательно, не может быть признан видом контрольно - кассовой техники (далее - ККТ), юридически допущенной к применению на территории Российской Федерации. Инспекция считает, что в применяемый обществом терминал должен быть встроен фискальный регистратор - ПРИМ-21К, который включен в Государственный реестр.
Инспекция указывает, что использование обществом терминала для денежных расчетов с населением, не оснащенного ККТ (фискальным регистратором), свидетельствует о вине ООО "Терминал" в совершении выявленного правонарушения.
Считает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и не находит оснований для отмены решения арбитражного суда.
Как видно из материалов дела, 05.07.2007 инспекцией проведена проверка выполнения ООО "Терминал" требований Закона о ККТ, в ходе которой установлено, что ООО "Терминал" при оплате услуг сотовой связи через терминал N 126274, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Лебедева, 50а, использовал терминал, не удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к ККТ, а именно: не зарегистрированный в налоговом органе; не опломбированный; не имеющий фискальной памяти и эксплуатируемый в нефискальном режиме; квитанции, выдаваемые этим терминалом, не являются бланками строгой отчетности, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 09.07.2007 N 1528 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении инспекции вынесено постановление от 17.07.2007 N 1512/31-П о привлечении ООО "Терминал" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Терминал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал выводы об отсутствии правовых оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, поскольку нормативные правовые акты, устанавливающие основания для применения статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае осуществления денежных расчетов через программно-технические комплексы, отсутствуют, а нормы Кодекса Российской Федерации об административной ответственности расширительному толкованию не подлежат.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов. Судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе "О применении ККТ" видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Исследовав материалы дела, суд установил, что платежный терминал, применяемый обществом при осуществлении расчетов за оказанные услуги сотовой связи, контрольно - кассовой машиной не является, а относится к числу программно-технических устройств и на день привлечения общества к административной ответственность не имелось Государственного реестра электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно - технических комплексов, применение которых согласно статье 1 Закона о ККТ предусмотрено наравне с контрольно - кассовыми машинами.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания считать данные обстоятельства не соответствующими нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Довод инспекции о том, что общество обязано использовать фискальный регистратор ПРИМ-21К, не может быть принят во внимание, поскольку налоговый орган не доказал, что в применяемые обществом терминалы возможно встраивание указанного фискального регистратора без изменения конструкции и программного обеспечения терминала.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном привлечении ООО "Терминал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на обстоятельства, опровергающие выводы арбитражного суда, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.08.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3284/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет административную ответственность.
Налоговым органом установлено, что при оплате услуг сотовой связи через терминал использован аппарат, не удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к ККТ, а именно: не зарегистрированный в налоговом органе; не опломбированный; не имеющий фискальной памяти и эксплуатируемый в нефискальном режиме; квитанции, выдаваемые этим терминалом, не являются бланками строгой отчетности. В связи с этим налогоплательщик был привлечен к административной ответственности по ст.14.5.
Суд указал, что нормативные правовые акты, устанавливающие основания для применения ст.14.5 КоАП РФ в случае осуществления денежных расчетов через программно-технические комплексы, отсутствуют, а нормы КоАП РФ расширительному толкованию не подлежат.
Платежный терминал, применяемый при осуществлении расчетов за оказанные услуги сотовой связи, ККМ не является, а относится к числу программно-технических устройств и на день привлечения организации к административной ответственности не имелось Государственного реестра электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно - технических комплексов, применение которых согласно ст.1 Федерального закона "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено наравне с ККМ.
Довод ИФНС о том, что организация обязана использовать фискальный регистратор, не может быть принят во внимание, поскольку налоговый орган не доказал, что в применяемые терминалы возможно встраивание указанного фискального регистратора без изменения конструкции и программного обеспечения терминала.
Учитывая изложенное, решение налогового органа о привлечении организации к административной ответственности признано недействительным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2007 г. N Ф04-7727/2007(39931-А67-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании