Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 декабря 2007 г. N Ф04-6572/2007(40774-А46-15)
(извлечение)
По данному делу см. также постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2008 г. N Ф04-6572/2007(11414-А46-15), от 8 октября 2007 г. N Ф04-6572/2007(38445-А46-15)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области при участии третьих лиц: Б. Ф., Ш., М. о признании недействительной государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Омскнедра" (далее - ООО "Омскнедра"), осуществленной посредством внесения 22.09.2005 в государственный реестр сведений о ликвидации ООО "Омскнедра".
Решением от 08.05.2007 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на их неправомерность.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области и ее представитель в судебном заседании просит отменить решение суда в связи с нарушением норм процессуального права. Просит дело направить на новое рассмотрение, поскольку судом не исследовался вопрос о фактическом создании обособленного подразделения ООО "Омскнедра" на территории Тюменской области.
Отзывы на кассационную жалобу от заинтересованного и третьих лиц в суд не поступили.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав представителя заявителя, кассационная инстанция подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 23.10.1998 администрацией Марьяновского района Омской области было зарегистрировано ООО "Омскнедра".
22.02.2000 ООО "Омскнедра" обратилось в государственную налоговую инспекцию Уватского района Тюменской области (в настоящее время - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации. На основании указанного заявления 22.02.2000 налоговый орган произвел постановку ООО "Омскнедра" на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
29.12.2004 на заседании участников ООО "Омскнедра" было принято решение о ликвидации ООО "Омскнедра".
22.09.2005, после представления предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов, в том числе ликвидационного баланса, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области зарегистрировала прекращение деятельности ООО "Омскнедра" в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Полагая, что ликвидация юридического лица была произведена с нарушением действующего законодательства, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации ликвидации ООО "Омскнедра".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, проанализировав положения статей 52, 55 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с учредительными документами и регистрационным делом ООО "Омскнедра", пришел к выводу, что в установленном законом порядке обособленные подразделения, в том числе на территории Тюменской области, ООО "Омскнедра" не создавались.
При этом суд исходил из того, что заявителем не представлено надлежащих доказательств создания ООО "Омскнедра" обособленных подразделений, в том числе на территории Тюменской области.
Кассационная инстанция считает данный вывод суда основанным не на полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, поскольку в деле имеется заявление ООО "Омскнедра" в государственную налоговую инспекцию Уватского района Тюменской области о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (л.д. 7), согласно которого ООО "Омскнедра" просит поставить его на учет по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного в Тюменской области, Уватский район, с. Кирсарай.
В нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данному заявлению судом оценка не дана.
Указанное нарушение норм процессуального права могло привести к принятию неправильного решения суда, что в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Отменяя решение суда, кассационная инстанция отмечает, что при принятии решения арбитражный суд, ссылаясь на Порядок заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, исходил из отсутствия в регистрационном деле ООО "Омскнедра" документов, свидетельствующих о создании ООО "Омскнедра" обособленного подразделения на территории Тюменской области.
Вместе с тем, судом не учтено, что Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.12.1999 N АП-3-12/412 (действовавшим на момент регистрации межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области обособленного подразделения ООО "Омскнедра") внесены изменения и дополнения в Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, в соответствии с которыми при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, допускается постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на основании заявления и копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ее учредительных документов.
Учитывая допущенные нарушения норм права, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения спора, кассационная инстанция считает судебный акт подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда для разрешения спора в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства с учетом изложенных указаний кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.05.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-465/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2007 г. N Ф04-6572/2007(40774-А46-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании