Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 января 2008 г. N Ф04-350/2008(870-А70-14)
(извлечение)
Главное управление Банка России по Тюменской области (деле - Банк) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) об оспаривании решения N 286 от 31.05.2007 о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.
Решением от 06.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области требования удовлетворены.
Постановлением от 30.10.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Фонд полагает, что выводы арбитражных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также судами при признании недействительным решения Фонда неверно истолкованы нормы материального права, поскольку выявлены факты принятия к оплате больничных листов, оформленных с нарушением законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит постановление от 30.10.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления арбитражных судов, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки по обязательному социальному страхованию был составлен акт N 395 от 04.05.2007, на основании которого Фондом принято решение N 286 от 31.05.2007 о непринятии к зачету расходов страхователя - плательщика страховых взносов и единого социального налога на цели государственного социального страхования.
Основанием для принятия решения послужили те обстоятельства, что Банк предъявил к зачету расходы, понесенные на оплату листков нетрудоспособности по беременности и родам, выданных на 140 календарных дней при сроке беременности превышающим 30 недель без решения клинико-экспертной комиссии ЛПУ (по мнению Фонда, послеродовый отпуск фактически увеличен и составил более 70 дней за счет отказа от использования дородового).
Не согласившись с решением Фонда Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации сумма единого социального налога уменьшается налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
На основании статьи 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
В соответствии пунктами 2.1, 2.2 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.02.2001 N 11, выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств государственного социального страхования в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по вопросам государственного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.
Пунктом 51 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2004 N 24, предусмотрено, что основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам является листок нетрудоспособности (подлинник) установленного в Российской Федерации образца, выданный в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21.
В соответствии с пунктом 8.1 указанной Инструкции листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом - акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к страховому обеспечению отнесены пособия по временной нетрудоспособности, основанием для назначения и выплаты которых, в силу статьи 22 указанного Федерального закона, является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 1 Порядка оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденного Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации N 5 от 13.01.1995 (далее - Порядок), основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности.
В пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994, закреплено, что расходы по государственному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются.
Из изложенного следует, что при оформлении листков нетрудоспособности для выплаты по ним пособий, страхователи обязаны соблюдать все требования законодательства о социальном страховании.
В ходе проверки Фондом выявлено, что листки нетрудоспособности Е., К. оформлены с нарушением пункта 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21, а именно листки нетрудоспособности по беременности и родам выданы при сроке беременности, превышающем 30 недель.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из того, что поскольку недостатки первичных документов (листков временной нетрудоспособности) носили устранимый характер и были устранены страхователем, оснований для непринятия к зачету спорной суммы расходов отсутствовали.
При принятии обжалуемых судебных актов судами учитывались представленные в материалы дела листки нетрудоспособности с внесенными исправлениями в части указания срока беременности - 30 недель, что удостоверено печатью и подписью должностного лица медицинского учреждения.
Арбитражными судами при рассмотрении спора установлено наступление страхового случая и принято во внимание отсутствие в законодательстве запрета на внесение исправлений в больничные листки.
При этом оплата отпусков по беременности и родам произведена страхователем за период, не превышающий 140 календарных дней, и первоначальное указание в листках нетрудоспособности срока беременности свыше 30 недель фактически не привело к увеличению общей продолжительности отпуска и выплат по нему.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой в нарушении статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.08.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.10 2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4137/13-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2008 г. N Ф04-350/2008(870-А70-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании