Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 февраля 2008 г. N Ф04-799/2008(235-А03-40)
(извлечение)
Краевое государственное учреждение "Лебяжинский лесхоз" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о признании недействительными требования от 12.07.2007 N 6950 об уплате налога (сбора, пени, штрафа); решения от 26.07.2007 N 614 и постановления от 26.07.2007 N 582 о взыскании налогов, сборов, пени за счет имущества налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.10.2007 требования Учреждения удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Инспекцией в адрес Учреждения направлено требование от 12.07.2007 N 6950 об уплате в срок до 22.07.2007 недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 431 872 руб. и пени в сумме 150 837,08 руб.
Поскольку налогоплательщиком в установленный срок требование исполнено не было, Инспекцией приняты решение от 26.07.2007 N 614 и постановление от 26.07.2007 N 582 о взыскании указанной суммы задолженности по НДС и пени в общем размере 582 709,08 руб. за счет имущества налогоплательщика.
Учреждение, не согласившись с принятыми ненормативными актами налогового органа, обжаловало их в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что праву налогового органа на бесспорное взыскание с налогоплательщика сумм налогов и пеней в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предшествует обязанность Инспекции направить налогоплательщику требование об уплате налога и пени, которое по своей форме и содержанию должно отвечать положениям НК РФ, а также соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов, пени).
Порядок направления требований (в том числе, сроки) регулируется положениями статей 69-71 НК РФ, в соответствии с которыми требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено НК РФ; требование об уплате налога и соответствующих пеней по результатам налоговой проверки должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ).
Статьями 46 и 47 НК РФ предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика. В соответствии с частью 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ (часть 7 статьи 46 НК РФ). В соответствии с частью 9 статьи 46, частью 8 статьи 47 НК РФ, положения настоящих статей применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и пришел к правильному выводу о существенном нарушении Инспекцией процедуры бесспорного взыскания задолженности по налогу и пени по НДС в общем размере 582 709,08 руб. на основании оспариваемых требования, решения и постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение N 614 и постановление N 582 вынесены 26.07.2007 на основании требования об уплате налога и пени от 12.07.2007 N 6950. Срок добровольного исполнения данного требования установлен 22.07.2007.
Согласно реестру почтовой корреспонденции требование фактически было направлено в адрес Учреждения 17.07.2007.
Учитывая дату принятия оспариваемых решения N 614 и постановления N 582 (26.07.2007), кассационная инстанция с учетом положений пунктов 4, 6 статьи 69 НК РФ соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанное решение (постановление) принято до истечения срока для добровольного исполнения требования.
Кроме того, ни в кассационной жалобе, ни в отзыве на заявление налогоплательщика или других документах, налоговым органом не представлено доказательств обоснованности начисления налога и пени.
Следовательно, как правильно указал суд, в рассматриваемом случае Инспекцией допущены существенные нарушения положений статей 46, 47, 48, 69, 70 НК РФ при выставлении и направлении требования от 12.07.2007 N 6950, принятии решения N 614 и постановления N 582 от 26.07.2007 о взыскании задолженности по налогу и пени за счет имущества налогоплательщика.
Поскольку в нарушение статей 65, 200 АПК РФ установленные судом обстоятельства, в том числе об оплате Учреждением платежным поручением от 26.07.2007 НДС в размере 681 872 руб., в кассационной жалобе Инспекцией не опровергнуты, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и учитывая, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 АПК РФ выдается Арбитражным судом Алтайского края.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.10.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7514/07-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-799/2008(235-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании